Схема поворота с планетарными механизмами используется на гусеничных тракторах Т-4А и ДТ-75МВ. По сравнению с муфтами поворота планетарные механизмы компактны, легки и износостойки. Как и муфты поворота, их можно размещать в боковых либо среднем отсеках заднего моста. В механизме поворота устанавливается пара отдельных планетарных механизмов либо пара механизмов с двойной коронной шестернёй (7) [рис. 1], размещённой в ступице ведомой шестерни (6) главной передачи.
Рис. 1. Схема заднего моста гусеничного трактора с планетарным механизмом поворота.
а) – Устройство планетарного механизма поворота;
б) – Схема взаимодействия механизма поворота;
1) – Ведущая шестерня;
2) – Тормозной барабан;
3) – Пружина;
4) – Тормозной барабан;
5) – Вал;
6) – Ведомая шестерня главной передачи;
7) – Коронная шестерня;
8) – Солнечная шестерня;
9) – Водило;
10) – Сателлиты;
11) – Ведущая шестерня главной передачи;
12) – Тормозная лента;
13) – Тормозная лента.
Коронные шестерни являются ведущим элементом планетарных рядов. Тормозные элементы планетарных рядов – солнечные шестерни (8), на трубчатом валу которых закреплены тормозные барабаны (4) ленточных тормозов (12). Коронные и солнечные шестерни находятся в зацеплении в каждом ряду с тремя цилиндрическими шестернями – сателлитами (10), оси которых принадлежат одной детали – водилу (9). Вал (5) водила соединён с ведущей шестернёй конечной передачи. На валах закреплены барабаны (2) с тормозными лентами (13), образующие остановочные тормоза, которые предназначены для торможения конечных передач.
Передаточное число планетарного механизма
iк.п=(zк/zс)+1
* где zк и zс – число зубьев венца и солнечной шестерни.