Масляный насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К


* * *

Масляный насос двигателя А-41 шестерёнчатый, двухсекционный, смонтирован на нижней части плоскости блока цилиндров. Привод масляного насоса во вращение осуществляется посредством коленчатого вала (через пару шестерён).

Масляный насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К

Рис. 1. Масляный насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.

1) – Гайка;

2) – Кольцо;

3) – Шестерня привода;

4) – Корпус;

5) – Шестерня ведущая;

6) – Пластина;

7) – Корпус;

8) – Шестерня ведущая;

9) – Шарик;

10) – Вал;

11) – Ось;

12) – Шестерня ведомая;

13) – Шестерня ведомая;

14) – Фланец;

15) – Редукционный клапан;

16) – Направляющий стержень;

17) – Шайба;

18) – Корпус;

19) – Пружина;

20) – Предохранительный клапан;

21) – Фланец;

22) – Фланец.

В состав каждой секции насоса входит пара шестерён, которые расположены в чугунных корпусах (4) и (7) [рис. 1], разделённых между собой посредством стальной пластины (6). Ведущая шестерня (5) нагнетающей секции напрессована на ведущий вал (10) и дополнительно зафиксирована с помощью сегментной шпонки. Ведущая шестерня в радиаторной секции зафиксирована на ведущем валу (10) с помощью стопорного шарика (9). Вал ведущих шестерён вращается в бронзовых втулках, которые запрессованы в корпуса масляного насоса и расточены совместно в процессе обработки корпусов.

Ведомые шестерни (12) и (13) обеих секций насоса вращаются на установленной в корпусах (4) и (7) оси. В отверстия ведомых шестерён запрессованы втулки из бронзы.

Шестерня (3) привода насоса установлена на ведущем валу на шпонке до упора в кольцо (2) и закреплена посредством гайки (1).

Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К

Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.

1) – Коленчатый вал;

2) – Вкладыш;

3) – Заглушка;

4) – Шплинт;

5) – Вкладыш;

6) – Шатун;

7) – Кольца маслосъёмные;

8) – Поршень;

9) – Стопорное кольцо;

10) – Поршневой палец;

11) – Втулка шатуна;

12) – Поршневое кольцо;

13) — Поршневое кольцо;

14) — Поршневое кольцо;

15) – Гильза;

16) – Уплотнительное кольцо;

17) – Венец;

18) – Маховик;

19) – Болт;

20) – Фланец;

21) – Манжета;

22) – Подшипник;

23) – Болт;

24) – Шайба;

25) – Маслёнка;

26) – Шайба маслоотражательная;

27) – Полукольцо;

28) – Крышка;

29) – Зубчатый венец;

30) – Крышка шатуна;

31) – Шестерня;

32) — Шестерня;

33) — Шайба маслоотражательная;

34) – Болт;

35) — Шайба;

36) – Шкив;

37) — Болт;

38) – Храповик;

39) – Шайба.

Шестерня (3) [рис. 1] приводится во вращение от шестерни (31) [рис. 2], которая установлена на носке коленчатого вала. Регулировка бокового зазора между зубьями шестерён привода насоса (0,2-0,4 мм) осуществляется посредством устанавливаемых между блок-цилиндром и корпусом насоса прокладок.

В корпусе нагнетающей секции насоса ввёрнут редукционный клапан (15) [рис. 1], а в корпус радиаторной секции – предохранительный клапан. Для фиксации клапанов в корпусах насоса применены стопорные шайбы.

Редукционные и предохранительные клапаны поршневого типа. Регулировка сжатия пружин клапанов осуществляется посредством шайб (17) [рис. 1], количество которых должно быть не более четырёх. Направляющие (16) пружин (19) клапанов (20) стопорятся с помощью шплинтов. При открытии клапанов масло проходит через боковые отверстия в корпусах (18) клапанов.

К фланцу (14) [рис. 1] нагнетательной секции крепится трубопровод, который отводит масло через сверление в картере к фильтру-центрифуге. От радиаторной секции масло по трубопроводу, который крепится к фланцу (21), подводится к пустотелому болту крепления уравновешивающего механизма и через него направляется к радиатору.

К торцу радиаторной секции крепится к фланцу (22) трубопровод с маслозаборником, по которому осуществляется подача масла к впускным полостям обеих секций насоса. К трубопроводу приварен колпак маслозаборника. В колпаке смонтирована закрепляемая защёлкой фильтрующая металлическая сетка.

Производительность нагнетающей секции масляного насоса составляет 105 л/мин (при 1800 об/мин) при противодавлении 7±0,5 кгс/см2 (0,7 МПа), разряжении на всасывании – до 250±10 мм рт. ст., а также вязкости масла порядка 16-18 сст.

Производительность радиаторной секции – 25 л/мин при противодавлении 2 кгс/см2 (0,2 МПа) и при остальных условиях, которые соответствуют нагнетательной секции.

6*

Яндекс.Метрика