Масляный насос двигателя А-41 шестерёнчатый, двухсекционный, смонтирован на нижней части плоскости блока цилиндров. Привод масляного насоса во вращение осуществляется посредством коленчатого вала (через пару шестерён).
Рис. 1. Масляный насос двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
1) – Гайка;
2) – Кольцо;
3) – Шестерня привода;
4) – Корпус;
5) – Шестерня ведущая;
6) – Пластина;
7) – Корпус;
8) – Шестерня ведущая;
9) – Шарик;
10) – Вал;
11) – Ось;
12) – Шестерня ведомая;
13) – Шестерня ведомая;
14) – Фланец;
15) – Редукционный клапан;
16) – Направляющий стержень;
17) – Шайба;
18) – Корпус;
19) – Пружина;
20) – Предохранительный клапан;
21) – Фланец;
22) – Фланец.
В состав каждой секции насоса входит пара шестерён, которые расположены в чугунных корпусах (4) и (7) [рис. 1], разделённых между собой посредством стальной пластины (6). Ведущая шестерня (5) нагнетающей секции напрессована на ведущий вал (10) и дополнительно зафиксирована с помощью сегментной шпонки. Ведущая шестерня в радиаторной секции зафиксирована на ведущем валу (10) с помощью стопорного шарика (9). Вал ведущих шестерён вращается в бронзовых втулках, которые запрессованы в корпуса масляного насоса и расточены совместно в процессе обработки корпусов.
Ведомые шестерни (12) и (13) обеих секций насоса вращаются на установленной в корпусах (4) и (7) оси. В отверстия ведомых шестерён запрессованы втулки из бронзы.
Шестерня (3) привода насоса установлена на ведущем валу на шпонке до упора в кольцо (2) и закреплена посредством гайки (1).
Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
1) – Коленчатый вал;
2) – Вкладыш;
3) – Заглушка;
4) – Шплинт;
5) – Вкладыш;
6) – Шатун;
7) – Кольца маслосъёмные;
8) – Поршень;
9) – Стопорное кольцо;
10) – Поршневой палец;
11) – Втулка шатуна;
12) – Поршневое кольцо;
13) — Поршневое кольцо;
14) — Поршневое кольцо;
15) – Гильза;
16) – Уплотнительное кольцо;
17) – Венец;
18) – Маховик;
19) – Болт;
20) – Фланец;
21) – Манжета;
22) – Подшипник;
23) – Болт;
24) – Шайба;
25) – Маслёнка;
26) – Шайба маслоотражательная;
27) – Полукольцо;
28) – Крышка;
29) – Зубчатый венец;
30) – Крышка шатуна;
31) – Шестерня;
32) — Шестерня;
33) — Шайба маслоотражательная;
34) – Болт;
35) — Шайба;
36) – Шкив;
37) — Болт;
38) – Храповик;
39) – Шайба.
Шестерня (3) [рис. 1] приводится во вращение от шестерни (31) [рис. 2], которая установлена на носке коленчатого вала. Регулировка бокового зазора между зубьями шестерён привода насоса (0,2-0,4 мм) осуществляется посредством устанавливаемых между блок-цилиндром и корпусом насоса прокладок.
В корпусе нагнетающей секции насоса ввёрнут редукционный клапан (15) [рис. 1], а в корпус радиаторной секции – предохранительный клапан. Для фиксации клапанов в корпусах насоса применены стопорные шайбы.
Редукционные и предохранительные клапаны поршневого типа. Регулировка сжатия пружин клапанов осуществляется посредством шайб (17) [рис. 1], количество которых должно быть не более четырёх. Направляющие (16) пружин (19) клапанов (20) стопорятся с помощью шплинтов. При открытии клапанов масло проходит через боковые отверстия в корпусах (18) клапанов.
К фланцу (14) [рис. 1] нагнетательной секции крепится трубопровод, который отводит масло через сверление в картере к фильтру-центрифуге. От радиаторной секции масло по трубопроводу, который крепится к фланцу (21), подводится к пустотелому болту крепления уравновешивающего механизма и через него направляется к радиатору.
К торцу радиаторной секции крепится к фланцу (22) трубопровод с маслозаборником, по которому осуществляется подача масла к впускным полостям обеих секций насоса. К трубопроводу приварен колпак маслозаборника. В колпаке смонтирована закрепляемая защёлкой фильтрующая металлическая сетка.
Производительность нагнетающей секции масляного насоса составляет 105 л/мин (при 1800 об/мин) при противодавлении 7±0,5 кгс/см2 (0,7 МПа), разряжении на всасывании – до 250±10 мм рт. ст., а также вязкости масла порядка 16-18 сст.
Производительность радиаторной секции – 25 л/мин при противодавлении 2 кгс/см2 (0,2 МПа) и при остальных условиях, которые соответствуют нагнетательной секции.