Главная муфта сцепления трактора Т-150 и Т-150К


* * *

На тракторах Т-150 и Т-150К устанавливается унифицированная муфта сцепления (постоянно замкнутого типа) – двухдисковая, сухого трения, с демпферами (гасителями) колебаний крутящего момента дизеля [рис. 1].

Главная муфта сцепления (Т-150К)

Рис. 1. Главная муфта сцепления (Т-150К).

1) – Маховик;

2) – Промежуточный диск;

3) – Ведомые диски;

4) – Отжимная пружина;

5) – Нажимной диск;

6) – Кожух;

7) – Отжимной рычаг;

8) – Вилка;

9) – Болт стопорной пружины;

10) – Стопорная пружина;

11) – Регулировочная гайка отжимного рычага;

12) – Отжимная пружина рычага;

13) – Кольцо;

14) – Упор выжимного подшипника;

15) – Корпус подшипника;

16) – Стакан выжимного подшипника;

17) – Вал муфты сцепления;

18) – Проставочный корпус;

19) – Тормозная колодка;

20) – Муфта серьги;

21) – Валик выключения;

22) – Вилка выключения;

23) – Подшипник механизма выключения;

24) – Нажимная пружина.

Муфта сцепления трактора Т-150К от муфты сцепления трактора Т-150 отличается только корпусом, наличием проставочного корпуса, который соединяет корпус КПП с корпусом муфты, а также длиной ведомого вала. На тракторе Т-150 корпус КПП соединён непосредственно с корпусом муфты. Муфта сцепления располагается на маховике и включает в себя нажимной диск, промежуточный диск, пару ведомых дисков и механизм выключения. В ведомых дисках расположены гасители колебаний крутящего момента фрикционного типа с демпферами пружинного типа, которые закрыты защитными кожухами.

С целью обеспечения безударного введения шестерён (удвоителя Т150 и раздаточной коробки Т-150К) в зацепление применён тормозок колодочного типа, который в момент выключения муфты притормаживает ведомые детали муфты сцепления, а также связанные с ними детали коробки передач.

При нажатии на педаль муфты валик выключения сдвигает своей вилкой стакан выключения, который, действуя на отжимные рычажки, отводит нажимной диск, выключая муфту сцепления. Вместе с этим происходит прижимание тормозка к валу и его притормаживание.

Для снижения усилия, требуемого для выключения муфты сцепления, на тракторе Т-150К применён пневматический сервомеханизм, а на тракторе Т-150 – механический.

Сервомеханизм трактора Т-150 [рис. 2] включает в себя педаль, двуплечий рычаг, тягу, серьгу, пружину, тягу пружины и кронштейн. При включённой муфте сцепления пружина сервомеханизма удерживает педаль в крайнем заднем положении, воздействуя серьгой на короткое плечо двуплечего рычага. Нажатие на педаль приводит к растягиванию пружины сервомеханизма до момента, пока короткое плечо двуплечего рычага не пройдёт мёртвую точку. Затем пружина сжимается, поворачивая вперёд двуплечий рычаг и помогая выключить муфту сцепления.

Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150

Рис. 2. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150.

1) – Педаль;

2) – Двуплечий рычаг педали;

3) – Серьга сервомеханизма;

4) – Тяга сервомеханизма;

5) – Пружина сервомеханизма;

6) – Соединительная тяга;

7) – Кронштейн;

8) – Корпус выжимного подшипника;

9) – Регулировочная гайка;

10) – Стопорная пружина;

11) – Болт стопорной пружины;

12) – Вилка;

13) – Кольцо отжимных рычагов;

14) – Упор выжимного подшипника;

15) – Рычаг.

Пневматический сервомеханизм трактора Т-150К [рис. 3] включает в себя педаль с рычагом, тягу, следящее устройство и пневматическую камеру. Корпус следящего устройства соединён с тягой, а плунжер (своей вилкой) с правым рычагом валика выключения. Пневмокамера смонтирована на корпусе муфты, а её щиток соединён с левым рычагом валика выключения. Следящее устройство соединяется с пневмосистемой трактора, а также с пневматической камерой посредством трубопроводов.

Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150К

Рис. 3. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150К.

1) – Педаль;

2) – Рычаг;

3) – Тяга рычага;

4) – Следящее устройство;

5) – Шланг отводящий;

6) – Корпус выжимного подшипника;

7) – Регулировочная гайка;

8) – Стопорная пружина;

9) – Болт стопорной пружины;

10) – Вилка;

11) – Упор выжимного подшипника;

12) – Кольцо отжимных рычагов;

13) – Рычаг;

14) – Шлаг подводящий.

Плунжер следящего устройства [рис. 4] при нажатии на педаль муфты, сдвигаясь в осевом направлении, открывает клапан, и сжатый воздух из пневмосистемы трактора поступает в пневмокамеру. Шток пневматической камеры перемещается и поворачивает валик выключения, выключая муфту. При возвращении педали в исходное положение плунжер отходит от клапана, и клапан садится на своё место, отсоединяя пневматическую камеру от пневмосистемы трактора. Из пневмокамеры воздух выпускается в атмосферу.

Следящее устройство

Рис. 4. Следящее устройство.

1) – Клапан;

2) – Манжета;

3) – Сальник;

4) – Регулировочная гайка;

5) – Вилка;

6) – Корпус;

7) – Плунжер;

8) – Сетчатый фильтр;

9) – Пружина;

10) – Пружина клапана;

11) – Переходная гайка.

Техническое обслуживание главной муфты сцепления тракторов Т-150 и Т-150К заключается в регулярном смазывании подшипников вала муфты сцепления и механизма выключения через расположенные на маховике двигателя, а также корпусе подшипника маслёнки посредством снятия люков на корпусе муфты и на картере маховика.

Нормальная работа муфты сцепления обеспечивается за счёт зазора (3,5-4 мм) при включённой муфте между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника. Данному зазору соответствует свободный ход педали, который соответствует 30-40 мм. Уменьшение зазора и свободного хода педали происходит по мере изнашивания трущихся поверхностей дисков. Отсутствие зазора между упором выжимного подшипника и упорным кольцом отжимных рычагов может стать причиной пробуксовывания муфты сцепления, вследствие чего приходят в негодность упорное кольцо отжимных рычагов, фрикционные накладки ведомых дисков, выжимной подшипник и выходит из строя муфта сцепления. Слишком большой свободных ход педали влечёт за собой неполное выключение муфты сцепления, о котором свидетельствует шум шестерён в КПП при переключении рядов и в особенности при трогании трактора с места.

Восстановление зазора между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника реализуется двумя путями:

1) – изменение длины тяги педали (наружная регулировка);

2) – восстановление первоначального положения отжимных рычагов (внутренняя регулировка).

Порядок регулировки зазора путём изменения длины тяги педали:

1) – отпускание контргайки тяги педали и ввёртывание тяги для увеличения зазора либо вывёртывание для уменьшения;

2) – затяжка контргайки тяги и проверка зазора.

В случае значительного износа фрикционных накладок ведомых дисков и многократной регулировке муфты сцепления происходит упор корпуса выжимного подшипника в торец стакана. Для установки величины зазора (3,5-4 мм) между кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника необходимо восстановление первоначального положения отжимных рычагов, для чего требуется:

1) – снятие крышки люка корпуса муфты сцепления;

2) – отпускание болтов крепления стопорных пружин отжимных рычагов при проворачивании коленчатого вала и отворачивание каждой регулировочной гайки отжимного рычага на 1,5 оборота (поворот регулировочной гайки на одну грань приводит к перемещению упорного кольца рычагов на 1,1 мм);

3) – установка зазора 3,5-4 мм путём изменения длины тяги педали;

4) – проверка равномерности зазора и одновременности касания отжимных рычагов упорного кольца в процессе выключения муфты сцепления;

5) – по завершении установки зазора застопоривание регулировочных гаек отжимных рычагов стопорными пружинами и затягивание болтов крепления пружин;

6) – проверка хода корпуса выжимного подшипника (при полностью выключенной муфте сцепления – порядка 21-22 мм), ход педали – 150-160 мм.

Вместе с регулировкой муфты сцепления необходимо проверить и отрегулировать (в случае необходимости) тормозок. Порядок правильной установки зазора между колодкой и тормозным шкивом вала муфты сцепления:

1) – полное выключение муфты сцепления;

2) – регулировка гайкой серьги тормозка зазора (порядка 3-4 мм) между торцом гайки и торцом бонки тормозной колодки [рис. 5].

Регулировка тормозка

Рис. 5. Регулировка тормозка.

1) – Ключ;

2) – Гайка регулировочная;

3) – Колодка тормозка.

На тракторе Т-150К проверка работы привода управления муфтой сцепления осуществляется при давлении воздуха в пневмосистеме от 5 кгс/см2. Запрещается удерживание ноги на педали сцепления при работающем двигателе, так как это влечёт за собой выход из строя деталей муфты сцепления. Ввиду того, что детали двигателя и муфты сцепления балансируются в сборе, то по завершении разборки муфты нажимной диск вместе с кожухом следует устанавливать по меткам «1» и «2», расположенным на маховике и кожухе муфты.

3*

Яндекс.Метрика