Основные операции технического обслуживания системы охлаждения:
1) – ежедневный контроль (перед выездом) уровня охлаждающей жидкости и её долив (в случае необходимости);
2) – периодическая промывка (1-2 раза в год) системы охлаждения;
3) – смазывание подшипников вентилятора и водяного насоса;
4) – подтяжка креплений вентилятора и регулировка натяжения его ремня.
Качество используемой для охлаждения двигателя жидкости, как и качество смазочных материалов и топлива имеет большое значение для долговечности работы двигателя. Для охлаждения следует применять только жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем ДВС.
Вода, используемая в системе охлаждения, должна меняться как можно реже. Слитую воду нужно собирать в чистую ёмкость, а затем применять повторно при дальнейшей заправке. Это связано с тем, что из уже работавшей в двигателе воды большая часть солей уже выпала в осадок, а значит, вода стала мягче.
Весной (лучше 2 раза в год) следует промывать систему охлаждения посредством специального моечного пистолета в обратном циркуляции охлаждающей жидкости направлении.
Для очистки системы охлаждения можно использовать хромпик, добавляемый в воду и расчёта: 4-8 г/л. Он растворяет накипь и продукты коррозии. Двигатель эксплуатируется на данном растворе в течение месяца, а затем он сливается. Удаление накипи также возможно посредством водных растворов веществ: кальцинированной соды, молочной кислоты, смеси хромпика и кальцинированной соды и прочих. Обработка системы данными растворами должна осуществляться в течение 2-12 ч.
Чтобы удалить шлам из двигателя, его нужно остановить, слить из него воду и заправить шламоудаляющим раствором систему охлаждения. Далее двигатель запускается и, после работы без нагрузки, по достижении раствором 60 град. Цельсия, он сливается.
Периодически, а в случае высокой запылённости – ежедневно, необходимо выполнять очистку радиатора от пыли, а в процессе уборочных работ ещё и от пожнивших остатков. Допускается чистка радиатора посредством струи сжатого воздуха, которая направлена со стороны кожуха вентилятора в воздушные каналы сердцевины радиатора. Следует контролировать систему охлаждения на предмет наличия утечек. Признаком износа уплотнения вала водяного насоса и необходимостью его замены является вытекание жидкости из дренажного (контрольного) отверстия в корпусе водяного насоса.
Привод водяного насоса во вращение осуществляется посредством клиновидных ремней. Приводные ремни для надёжной работы следует предохранять от попадания топлива и масла, проверять их натяжение и регулировать его в случае необходимости. С особой тщательностью нужно проверять натяжение ремней в первые 50 ч работы двигателя ввиду их максимального вытягивания в данный период времени.
Проверка натяжения ремней выполняется путём нажатия на середину наибольшей ветви (усилие нажатия 40-60 Н) [рис. 1]. При нормальном натяжении ремней их прогиб должен составлять порядка 8-25 мм. При большем либо меньшем значении прогиба требуется его отрегулировать на неработающем двигателе.
Рис. 1. Схема проверки натяжения ремня вентилятора.
1) – Шкив генератора;
2) – Шкив колеса;
3) – Шкив коленчатого вала.
На двигателях Д-160, ЗМЗ-53, СМД-66, СМД-62 и СМД-60 натяжение ремня вентилятора регулируется путём изменения положения ролика, а на двигателях ЗИЛ-130, Д-144, Д-37Е и КамАЗ-740 – путём изменения положения генератора.
Как правило, смазывание подшипников вала водяного насоса осуществляется при проведении ТО-1.