Устройство масляных радиаторов


* * *

Температура масла в процессе работы соответствует оптимальному тепловому режиму ДВС, то есть должна быть в пределах 80-90 град. Цельсия.

При высоких температурах окружающего воздуха (более 20 град. Цельсия), а также в процессе работы в тяжёлых условиях (с малыми скоростями и большой нагрузкой) масло перегревается. В смазочные системы для охлаждения масла включаются масляные радиаторы. Как правило, они имеют воздушное охлаждение. Для этого местом их монтажа выбирается зона с максимальным воздушным потоком:

1) – в двигателях с жидкостной системой охлаждения масляный радиатор монтируется перед водяным радиатором;

2) – в двигателях с воздушным охлаждением  масляный радиатор монтируется перед цилиндрами, а его охлаждение реализовано за счёт воздушного потока, который создаётся посредством вентилятора системы воздушного охлаждения.

Масляный радиатор трубчато-пластинчатой конструкции состоит из пары бачков-маслосборников и соединяющих их трубок охлаждения с пластинами. Поперечные перегородки разделяют полости бачков на 2-3 изолированные друг от друга части. Это даёт возможность увеличения пути, а следовательно, и времени прохождения масла через радиатор, за счёт чего улучшается его охлаждение. Масло в масляных радиаторах охлаждается на 10-25 град. Цельсия.

Трубчато-пластинчатые масляные радиаторы подразделяются (в зависимости от количества рядов трубок) на два типа:

1) – однорядные (автомобили ГАЗ-53А и ЗИЛ-130);

2) – двухрядные (тракторы ДТ-75В, Т-150К, МТЗ-80, Т-150 и прочие, а также автомобили КамАЗ).

Двухрядный трубчато-пластинчатый масляный радиатор представлен на [рис. 1]. Он крепится четырьмя болтами (4) к вертикальным стойкам (3) посредством кронштейнов (5). Масляный радиатор включает в себя верхний (6) и нижний (10) стальные маслосборники корытообразного сечения, а также 92 стальных плоскоовальных трубки (1), которые размешенных в два ряда и вварены своими концами в маслосборники. Масляный радиатор имеет общую площадь охлаждения, равную 2,4 м3.

Масляные радиаторы

Рис. 1. Масляные радиаторы.

А) – Трубчато-пластинчатый масляный радиатор;

1) – Трубка;

2) – Диафрагма;

3) – Стойка;

4) – Болт;

5) – Кронштейн;

6) – Верхний маслосборник;

7) – Перегородка;

8) – Штуцер;

9) – Перегородка;

10) – Нижний маслосборник;

11) – Штуцер;

Б) – Трубчатый масляный радиатор;

1) – Трубка;

2) – Маслопровод;

3) – Маслопровод.

Диафрагма (2), приваренная к охлаждающим трубкам (в средней части), служит для повышения жёсткости. Перегородки (7) и (9), вваренные внутрь бачков (пара в верхнем и три в нижнем) образуют шестизаходную схему потока масла. Маслоподводящий (11) и маслоотводящий (9) штуцеры вварены в нижний маслосборник.

Трубчато-пластинчатый масляный радиатор двигателя ЗМЗ-53А [рис. 2, А] включает в себя остов, бачки-маслосборники и планки каркаса. Остов состоит из шести латунных трубок (расположены горизонтально), которые впаяны в бачки-маслосборники, а также охлаждающих пластин (131 шт), припаянных к трубкам. К бачкам-маслосборникам крепятся фланцы с трубками для подвода и отвода масла.

Смазочная система двигателя ЗМЗ-53

Рис. 2. Смазочная система двигателя ЗМЗ-53.

А) – Принципиальная схема;

1) – Масляный радиатор;

2) – Кран включения радиатора;

3) – Предохранительный клапан;

4) – Канал в оси коромысел;

5) – Центрифуга;

6) – Канал для подачи масла к головкам;

7) – Главная масляная магистраль;

8) – Канал подвода масла к коренным подшипникам;

9) – Масляная магистраль центрифуги;

10) – Верхняя секция масляного насоса;

11) – Нижняя секция масляного насоса;

12) – Трубка маслоприёмника;

13) – Маслоприёмник;

14) – Масляный картер;

15) – Полость в шатунной шейке;

16) – Канал в коленчатом валу для подвода масла к шатунной шейке;

17) – Наружная трубка подвода масла к центрифуге;

18) – Трубка отвода масла из масляного радиатора;

Б) – Схема подачи масла к правой головке;

В) – Схема подачи масла к левой головке через четвёртую опору распределительного вала;

1) – Канал в блоке;

2) – Главная масляная магистраль;

3) – Сверление для подвода масла к шейке распредвала;

4) – Канал в блоке;

5) – Канавки в шейках распредвала;

6) – Втулка;

7) – Шейка распредвала;

8) – Канал в распредвале;

Г) – Схема подвода масла к упорному фланцу распределительного вала;

1) – Первая опора распределительного вала;

2) – Отверстие в опоре;

3) – Отверстие во втулке;

4) – Отверстие в опоре;

5) – Блок цилиндров;

Д) – Расположение масляных каналов в передней перегородке блока;

1) – Кран радиатора;

2) – Предохранительный клапан;

3) – Канал подвода масла к крану радиатора;

4) – Пробка редукционного клапана;

5) – Канал подвода масла к коренному подшипнику;

6) – Главная магистраль;

7) – Канал подвода масла к шейке распредвала;

8) – Резервная магистраль;

9) – Канал подвода масла к резервной магистрали;

10) – Канал подвода масла к датчику;

11) – Штуцер;

12) – Датчик манометра;

13) – Датчик контрольной лампы давления масла.

На [рис. 1, Б] показан радиатор, выполненный из алюминиевой оребрённой трубки (1) с внутренним диаметром 10,5 мм (длина 3,4 м). Радиатор соединён со смазочной системой двигателя посредством подводящего (2) и отводящего (3) маслопроводов. Данные радиаторы имеют низкое гидравлическое сопротивление (порядка 200-300 кПа) и хорошие охлаждающие свойства (после прохождения через радиатор температура масла понижается на 20-25 град. Цельсия).

При пониженных температурах (от 0 до -10 град. Цельсия) масляный радиатор следует отключать посредством переключателя либо запорного клапана.

17*

Яндекс.Метрика