Устройство аккумуляторной батареи трактора Т-130М. Аккумуляторная батарея [рис. 1] свинцово-кислотная, со скрытыми перемычками, тип 6СТ-75А, при неработающем двигателе питает потребителей постоянным током, а также обеспечивает электростартерный запуск П-23У (пускового двигателя). Емкость батареи – 75 А•ч, номинальное напряжение – 12 В.
Рис. 1. Аккумуляторная батарея 6СТ-75А трактора Т-130М.
1) – Положительный вывод батареи;
2) – Тубус горловины;
3) – Пробка;
4) – Пластина;
5) – Пластина;
6) – Отрицательный вывод батареи;
7) – Крышка;
8) – Моноблок;
9) – Ареометр.
Батарея включает в себя шесть последовательно соединённых элементов. В состав каждого элемента (напряжение элемента – 2 В) входят положительные и отрицательные пластины, которые помещены в банки с электролитом. Электролитом является раствор серной кислоты (химически чистой) в дистиллированной воде. Все элементы расположены в моноблоке (8) с общей крышкой (7). Аккумуляторная батарея размещается в кабине трактора, в металлическом ящике.
В основе пластин (4) и (5) аккумуляторной батареи лежат свинцовые решётки, которые заполнены активной массой. Положительные пластины заряженной батареи тёмно-коричневого цвета (перекись свинца), а отрицательные – серые (металлический губчатый свинец). С целью предотвращения короткого замыкания между пластинами установлены прокладки, выполненные из пористого мипласта.
В процессе работы батареи в химическую реакцию с электролитом вступает активная масса отрицательных и положительных пластин, вследствие чего на клеммах разноимённых пластин возникает напряжение (разность потенциалов).
Ёмкость аккумуляторной батареи имеет прямую зависимость от размера и количества пластин. Для замера напряжения заряженной батареи следует использовать вольтметр с ценой деления 0,2 В.
Замер плотности электролита выполняется с помощью ареометра (9). Плотность электролита для умеренной климатической зоны и полностью заряженной батареи должна составлять 1,26±0,01 г/см3.
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи 6СТ-75А заключается в выполнении следующих работ (минимум 1 раз в 2 недели):
1) – очистка аккумуляторной батареи от грязи и пыли. Попавший на поверхность батареи электролит нужно вытирать чистой ветошью, которая смочена нашатырным спиртом либо 10-ти процентным раствором кальцинированной соды;
2) – осмотр крепления батареи в гнезде, а также контактов наконечников проводов (выводы первой и шестой батарей). Для смазки наконечников проводов следует использовать технический вазелин;
3) – проверка уровня электролита во всех аккумуляторах. Доливка (в случае необходимости) дистиллированной воды до нижнего торца тубуса (2) горловины. Заливка воды в холодное время года должна выполняться непосредственно перед пуском двигателя с целью её быстрого перемешивания с электролитом;
4) – прочистка (в случае необходимости) отверстий в пробках (3).
Минимум один раз в квартал, а также при учащении случаев ненадёжного пуска двигателя следует проверить плотность электролита и установить по [табл. 1] степень разряженности батареи.
Климатические зоны | Плотность электролита, приведённая к 25 град. Цельсия (г/см3) | ||
Заряженная батарея | Разряженная батарея | ||
на 25% | на 50% | ||
Очень холодная: | |||
зимой | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
летом | 1,26 | 1,22 | 1,18 |
Холодная | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренная | 1,26 | 1,22 | 1,18 |
Жаркая | 1,24 | 1,20 | 1,16 |
Тёплая, влажная | 1,22 | 1,18 | 1,14 |
Батарея, разряженная более чем на 50% (летом) и 25% зимой, подлежит снятию с трактора и установке на подзарядку. Амперметр, установленный на приборном щитке, показывает состояние аккумуляторной батареи на тракторе. Отклонение стрелки амперметра в сторону знака «-» свидетельствует о разрядке аккумуляторной батареи, а отклонение в сторону знака «+» — о её зарядке.
В конце рабочей смены необходимо отключать батарею включателем «массы», посредством нажатия на малую кнопку. Включение батареи выполняется путём нажатия на центральную кнопку.