В соответствии с техническими требованиями надлежит периодически снимать форсунки и производить проверку качества распыливания топлива.
Для выполнения проверки давления распыливания топлива необходимо снять форсунку, подлежащую проверке, и присоединить её вместе с максиметром [рис. 1] к секции насоса. Остальные форсунки нужно отсоединить от секций. Рычаг акселератора требуется установить в положение максимальной подачи топлива и, проворачивая пусковым двигателем коленчатый вал дизеля, прокачать топливо через форсунку. Затем нужно ослабить пружину максиметра до тех пор, пока топливо не начнёт выходить из контрольного отверстия максиметра. Далее следует, постепенно затягивая пружину максиметра, контролировать начало распыливания топлива форсункой. Распыливание топлива у правильно отрегулированной форсунки должно осуществляться при давлении 19,6 МПа (200 кгс/см2). Если величина давления более/менее указанной величины, то требуется произвести регулировку форсунки.
Рис. 1. Проверка форсунки по максиметру.
1) – Проверяемая форсунка;
2) – Максиметр.
Проверка давления распыливания топлива может выполняться по эталонной форсунке [рис. 2]. С этой целью проверяемую форсунку (1) и эталонную форсунку (5) следует присоединить через тройник (2) к секции (4).
Рис. 2. Проверка форсунки по эталону.
1) – Проверяемая форсунка;
2) – Тройник;
3) – Топливопровод высокого давления;
4) – Секция насоса;
5) – Эталонная форсунка.
Далее, прокачивая топливо, как указано ранее, необходимо контролировать начало распыливания топлива форсункой. Распыливание топлива у правильно отрегулированной форсунки должно осуществляться одновременно с эталонной форсункой. Если подача топлива через одну из форсунок осуществляется раньше, требуется регулировка форсунки.
Перед началом регулировки требуется тщательная очистка форсунки от грязи. Отвернув колпачок, нужно ослабить контргайку регулировочного винта и, вращая специальной отвёрткой регулировочный винт, выполнить регулировку затяжки пружины.
При завинчивании регулировочного винта происходит увеличение давления распыливания, а при отвинчивании – уменьшение.
По завершении регулировки следует затянуть контргайку и установить колпачок. Правильно отрегулированная форсунка должна подавать равномерные струи мелкораздробленного до туманообразного состояния топлива через все пять отверстий. Отсечка должна быть резкой, без подтекания и образования капель.
При выходе топлива из форсунки в виде струй либо если в массе туманообразного топлива имеются сгущения или отдельные струйки, не резкая отсечка, сопровождаемая подтеканием с образованием стекающих капель на носике, то форсунка подлежит выбраковке и заменяется на новую. При плохом распыливании топлива форсункой она подлежит проверке и регулировке.
Через каждые 960-1000 мото/часов работы необходимо снимать форсунки и очищать от нагара их распыливающие отверстия при помощи иглы. По завершении операции следует прокачать топливо через форсунку.
Устанавливая форсунки, медное уплотнительное кольцо нужно слегка смазать солидолом и надеть конусом к торцу гайки. Прокладка под форсунку должна использоваться не более двух раз. Затем надо заменить её новой либо отжечь.
Перед закреплением форсунки рычагом необходимо повернуть её штуцером к стыку головок и вставить форсунку во втулку до упора её усилием рук. Плечи рычага должны быть расположены симметрично относительно диаметра форсунки. Не допускается зазор между опорной поверхностью форсунки и плечами рычага.
Заменяя форсунку, при снятой головке надлежит проверить радиальный зазор между распылителем и отверстием в головке. Величина зазора должна составлять не менее 0,05 мм, и выступание распылителя в пределах 3-5 мм.