Литой чугунный блок служит остовом пускового двигателя П-23У трактора Т-130М. К его передней плоскости закреплён кожух распределительных шестерён (26) [рис. 1]. К задней плоскости крепится кожух сцепления (10) механизма силовой передачи.
Рис. 1. Пусковой двигатель П-23У трактора Т-130М.
1) – Блок-картер;
2) – Головка цилиндров;
3) – Карбюратор;
4) – Воздухоочиститель;
5) – Электростартер;
6) – Валик включения сцепления;
7) – Редуктор;
8) – Сапун;
9) – Шестерня механизма включения;
10) – Сцепление;
11) – Валик переключения передач в редукторе;
12) – Масломерная линейка;
13) – Спускная пробка;
14) – Пробка заливного отверстия смазки;
15) – Спускная пробка;
16) – Спускная пробка;
17) – Пусковое приспособление (дублирующий запуск);
18) – Впускной и выпускной коллекторы;
19) – Спускные пробки картера;
20) – Масломерная линейка;
21) – Маслозаливная горловина;
22) – Магнето;
23) – Регулировочный винт натяжения пружины регулятора;
24) – Регулятор;
25) – Наружный рычаг регулятора;
26) – Кожух шестерён распределения;
27) – Тяга регулятора;
28) – Сапун.
Поршни (8) [рис. 2] вставлены в вертикальные расточки. Диаметр расточек составляет 92+0,5 мм.
Рис. 2. Кривошипно-шатунный механизм пускового двигателя П-23У трактора Т-130М.
1) – Вкладыши шатунного подшипника;
2) – Стопорное кольцо;
3) – Шарикоподшипник;
4) – Шестерня коленчатого вала;
5) – Стакан шарикоподшипника;
6) – Стопорный штифт;
7) – Втулка шатуна;
8) – Поршень;
9) – Поршневой палец;
10) – Заглушка поршневого пальца;
11) – Маслосъёмное кольцо;
12) – Компрессионное кольцо;
13) – Шатун;
14) – Шатунный болт;
15) – Маховик;
16) – Гайка крепления маховика;
17) – Маслосгонная шайба;
18) – Роликовый подшипник;
19) – Коленчатый вал;
20) – Гайка шатунного болта;
21) – Картер;
22) – Спускные пробки.
Литая чугунная головка блока снабжена парой резьбовых отверстий для запальных свечей, водяной рубашкой, а также двумя литыми камерами сгорания. Отводящая водяная труба закреплена к головке блока. Уплотнительная медно-асбестовая прокладка установлена между головкой и блоком. Водяная рубашка головки блока сообщается посредством каналов с водяной рубашкой блока.
Для осмотра деталей кривошипно-шатунного механизма в картере предусмотрен люк, закрываемый крышкой. Для смазывания трущихся деталей в два углубления картера заливается масло. Задние стенки картера и блока обработаны и снабжены отверстиями для крепления пускового двигателя к блоку дизеля. Дистанционные шайбы, толщина которых составляет 0,5-0,05 мм, надеты на длинные шпильки крепления картера к блоку.
Пара шарикоподшипников, являющихся опорами коленчатого вала (19), установлены в разъёме между блоком и картером в их передней и задней стенках. В верхней части передней стенки блока закреплены впускной и выпускной коллекторы. В блоке диаметры отверстий под поршни подразделяются на четыре группы (А, Б, В, Г). Указанные группы выбиты на верхней привалочной плоскости блока.