Механизм навески тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К


* * *

Механизм навески тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К предназначен для присоединения к трактору навесных орудий и установки их в транспортное и рабочее положение. Механизм навески крепится сзади трактора на специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек [рис. 1].

Механизм навески тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75КМеханизм навески тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К

Рис. 1. Механизм навески тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.

а) – Вид сбоку;

б) – Вид сверху;

1) – Кронштейн стойки;

2) – Стержни стоек;

3) – Штырь;

4) – Головка верхней оси;

5) – Пресс-маслёнка;

6) – Вилка верхней тяги;

7) – Пружина;

8) – Пружина;

9) – Опорная шайба;

10) – Палец;

11) – Винт;

12) – Регулировочная муфта;

13) – Задний винт;

14) – Палец раскоса;

15) – Винт;

16) – Регулировочная муфта;

17) – Винт;

18) – Палец;

19) – Вилка раскоса;

20) – Быстросъёмный палец;

21) – Серьга блокировочной цепи;

22) – Палец прицепной скобы;

23) – Палец;

24) – Вилка стойки;

25) – Палец рычага штока;

26) – Крышка верхней оси;

27) – Верхняя ось;

28) – Подъёмный левый рычаг;

29) – Рычаг штока;

30) – Вал рычагов;

31) – Ограничитель;

32) – Траверса верхней тяги;

33) – Головка нижней тяги;

34) – Втулка;

35) – Упор;

36) – Нижняя ось;

37) — Подъёмный правый рычаг;

38) – Упорная шайба;

39) – Шаровая опора;

40) — Задняя головка;

41) – Серьга раскоса;

42) – Чека;

43) – Палец верхней тяги;

44) — Регулировочная муфта;

45) – Обойма;

46) – Уплотнительное кольцо;

47) – Винт блокировочной цепи;

48) – Стремянка;

49) – Запасное звено;

50) – Планка фиксатора;

51) – Фиксатор;

52) – Труба нижней тяги;

53) – Болт;

54) – Направляющий штифт;

55) – Крышка;

56) – Вилка нижней тяги;

57) – Палец;

58) – Прицепная скоба.

В расточки головок (4) устанавливается концами гладкая цилиндрическая верхняя ось (27), закреплённая крышками.

На верхней оси (27) свободно вращается полый вал (30), который втулками опирается на ось. На шлицевые концы вала (30) неподвижно закреплены подъёмные рычаги (28) и (37). На левом конце вала, охватывая с двух сторон ступицу подъёмного рычага (28), размещена ступица рычага штока (29), которая свободно вращается на валу.

Палец (25) соединяет рычаг штока с головкой штока цилиндра.

К валу (30) в средней части шарнирно закрепляется верхняя центральная тяга механизма навески. Она состоит из вилки (6) с приваренной к ней трубой, амортизатора, заднего винта

(13), регулировочной муфты (12).

С цилиндрическими упорами траверсы (32), которая свободно вращается на валу (30), шарнирно соединяется вилка (6) своими рожками с установленными в них и зажатыми с помощью болтов втулками (34). Ограничителями (31), закреплёнными при помощи установочных болтов в глухих отверстиях вала, траверса фиксируется от осевого смещения. При этом расположение системы отверстий на валу таково, что фиксация траверсы возможна в трёх положениях: по оси трактора, смещённой вправо на 58 мм и на 116 мм. Это даёт возможность регулирования положения верхней тяги, когда требуется смещение орудий по оси трактора с целью обеспечения оптимальных условий агрегатирования.

Через маслёнки (5) производится смазывание трущихся поверхностей втулок вала (30) и верхней оси (27), а также вала и траверсы (32).

Для смягчения толчков, возникающих в навесном механизме при продольном раскачивании орудий в транспортном и рабочем положении, предназначается амортизатор верхней тяги двухстороннего действия, установленный на трубе вилки (6). Его конструкция включает в себя наружную пружину (7), внутреннюю пружину (8), две опорных шайбы (9) и размещённые в них пальцы (10). Пальцы проходят через отверстия трубы (овальной формы) и вставленного в неё гладкого конца винта (11).

В том случае, если растягивающее верхнюю тягу усилие превысит силу предварительного сжатия пружин, то винт (11) начнёт выдвигаться из трубы, увлекая за собой через палец (10) опорную шайбу (9), установленную у вилки (6), и производя дополнительное сжатие пружин до тех пор, пока растягивающая тягу сила не уравновесится противодействующей силой сжимаемых пружин.

При сжатии верхней тяги винт (11) вдвигается внутрь трубы, сжимая пружины опорной шайбой (9), установленной ближе к середине тяги. Упором пальцев (10) во внутренние кромки овальных отверстий трубы ограничивается упругий ход амортизатора.

Задний винт (13) верхней тяги снабжён плоской головкой и резьбовым хвостовиком. В головке размещён сферический шарнир, состоящий их пары неподвижных обойм, закреплённых в головке при помощи заклёпок, и шара, который вращается между ними. В отверстие шара устанавливается палец (43), посредством которого тяга соединена со стойкой навесного орудия. От выпадания палец зафиксирован чекой (42) с пружинным кольцом. Концы винтов (11) и (13), имеющих резьбу различного направления, соединяются с помощью регулировочной муфты (12). Чтобы предотвратить износ резьбовых поверхностей и самопроизвольное изменение длины тяги, разрезные концы муфты стянуты болтами.

Бугелями прицепного устройства нижняя ось (36) механизма навески прикрепляется к соединительным кронштейнам рамы.

На оси шарнирно установлены две цилиндрические головки (33). К данным головкам пальцами (23) прикрепляются вилки нижних тяг (56). Упоры (35) (каждый упор состоит из двух бугелей, стянутых болтами) предназначены для удерживания головок (33) от осевого перемещения на нижней оси. Причём стяжные болты проходят через лунки, выполненные на нижней оси, благодаря чему обеспечена неподвижная фиксация упоров.

На оси (36) система выполнена таким образом, что головки (33) могут быть установлены либо по оси трактора, либо со смещением вправо на 51 и 102 мм. Передвижение головок нижних тяг происходит в одно время со смещением верхней тяги.

Конструкция нижних тяг (правой и левой) включает в себя вилку (56), трубу (52) с телескопическим устройством, заднюю головку (40). Цилиндрический хвостовик вилки (56) у нижних тяг входит в трубу (52) до упора. В трубе он фиксируется посредством быстросъёмного пальца (20) через просверленные в трубе и хвостовике отверстия.

Головки (40) вварены в задние концы труб (52). На головках устанавливается по два шарнира, конструктивно аналогичных шарнирам заднего конца верхней тяги. Задние шарниры головок (40) предназначены для соединения тяг с навесными орудиями. Средние шарниры головок (40) предназначены для крепления вертикальных раскосов.

Чтобы быстро и удобно совмещать отверстия шаровых шарниров задних головок и присоединительные проушины навесного орудия в каждой нижней тяге предусматривается телескопическое устройство, позволяющее при снятом пальце (20) удлинить тягу (в пределах 0-80 мм) за счёт передвижения трубы (52) по хвостовику вилки. Для предотвращения углового разворота трубы в хвостовик запрессованы штифты (54). Указанные штифты своими концами перемещаются вдоль пазов, выполненных в трубе и закрытых крышками (55).

Пальцы (20) устанавливаются на место после присоединения и подъёма орудия. Тогда под действием его силы тяжести труба передвинется по хвостовику до упора в торец вилки (56). В результате этого произойдёт точное совмещение соединительных отверстий под палец в трубе и хвостовике вилки.

Тяги фиксируются на навесном орудии от спадания чеками с пружинными кольцами, аналогичными чеке (42), которая установлена на верхней тяге. На головках предусмотрены стремянки  (48), к ним присоединяются блокировочные цепи.

Для предотвращения раскачивания орудий, поднятых в транспортное положение, в поперечной плоскости предназначается блокировочное устройство нижних тяг. В него включены две цепи, передние концы которых (через серьги (21)) закреплены пальцами (22) на нижних торцах бугелей прицепной скобы.  Задние концы цепей установлены на стремянках тяг.

Изменение длины цепей производится при поднятом положении орудия путём вращения регулировочных муфт (44), в резьбовые отверстия которых ввёрнуты винты (47).

Изменение длины цепей производится при поднятом положении орудия путём вращения регулировочных муфт (44), в резьбовые отверстия которых ввёрнуты винты (47).

Натяжение цепей должно быть таким, чтобы при поворотах трактора ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К с поднятым орудием задние концы нижних тяг смещались в поперечной плоскости не далее 30 мм в прямом и в обратном направлении. На концы муфт надеты и завальцованы обоймы (45) с запрессованными внутри резиновыми уплотнительными кольцами (46) для того, чтобы исключить самоотворачивание муфт.

Нижние тяги соединены раскосами с подъёмными рычагами. Раскосы включают в себя вилку (19), нижний винт (17), регулировочную муфту (16), верхний винт (15), серьгу (41). Вилки охватывают головки нижних тяг и шарнирно закреплены к ним при помощи цилиндрических пальцев. Верхние концы раскосов свободно вращаются на пальцах (14), которые неподвижно зафиксированы болтами в отверстиях задних головок подъёмных рычагов (28) и (37). Для предотвращения выпадения пальцев из отверстий (по причине ослабления крепления), в них предусмотрены полукруглые кольцевые канавки, в которые входят стяжные болты. Для работы с орудиями, оснащёнными одним опорным колесом (плуги), требуется вилку (19) жёстко соединить с винтом (17) при помощи пальца (18). Для работы с навесными орудиями, которые имеют в поперечной плоскости два опорных колеса (культиваторы, сеялки и прочее), раскосы следует установить на свободный ход. С этой целью пальцы (18) необходимо вынуть и вставить в запасные отверстия в приливах вилок.

В зависимости от смещения нижних тяг верхние концы раскосов требуется устанавливать справа либо слева от подъёмных рычагов за счёт перестановки пальцев (14), чтобы обеспечить вертикальное положение раскосов.

Головка одного из пальцев, соединяющих верхние концы раскосов и подъёмные рычаги, снабжена отверстием для фиксатора (51). Он используется для того, чтобы установить верхнюю тягу в транспортное положение при работе трактора без навесных и полунавесных орудий. Чтобы установить тягу в транспортное положение необходимо свободный конец фиксатора ввести в окно регулировочной муфты (12) и на него надеть планку (50) с фигурным пазом, закреплённую на цепочке.

Навесные орудия (в отличие от прицепных орудий) соединяются с трактором в двух или в трёх точках: одной верхней и одной нижней либо одной верхней и двух нижних. Передний конец верхней тяги является верхней точкой соединения орудия с трактором. Вторая точка соединения орудия с трактором образуется при соединении нижних тяг со сдвинутыми головками. Установка верхней и нижней тяг по указанной схеме – это двухточечная наладка механизма навески.

Трёхточечная наладка механизма навески (трёхточечная связь) образуется при установке нижних тяг со смещёнными к краям оси головками. При этом способе наладки блокировочные цепи следует удлинить с помощью запасных звеньев (49), размещённых на стремянках нижних тяг.

Подъём навесного орудия: при нагнетании масла в нижнюю полость цилиндра поршень вместе со штоком сдвигается вверх. Шток свободно поворачивает соединённый с ним рычаг (29) до тех пор, пока опорная площадка рычага не упрётся в аналогичную площадку на нижней стороне левого подъёмного рычага. После этого подъёмные рычаги вместе с рычагом (29) будут поворачиваться вверх, пока поршень не упрётся в верхнюю крышку цилиндра. Нижние тяги, соединённые раскосами с подъёмными рычагами, тоже будут подниматься вместе с присоединённым к ним навесным орудием. Соединённая со стойкой навесного орудия верхняя тяга будет поворачиваться вверх одновременно с нижними тягами.

6*

Яндекс.Метрика