Кривые мощности и крутящего момента на внешней скоростной характеристике дизельного двигателя отличаются от аналогичных показателей карбюраторного двигателя, что обуславливается одновременным изменением параметров цикла (ηV, ηi, Δgц, ηм) [рис 1, а)].
Рис. 1. Скоростная характеристика дизельного двигателя.
а) – Изменение параметров цикла;
б) – Изменение показательной работы двигателя.
С увеличением нагрузки вследствие ухудшения процесса сгорания падают частота вращения и индикаторный КПД (ηi). Механический КПД (ηм) несколько возрастает, так как со снижением скоростного режима уменьшается мощность механических потерь. Наблюдается и некоторое увеличение коэффициента наполнения (ηV). Цикловая подача (Δgц) снижается, а коэффициент избытка воздуха (α) увеличивается. Данное изменение параметров цикла, прежде всего подачи топлива, обуславливает плавный характер кривой, что ухудшает самоприспособляемость дизельных двигателей к преодолению перегрузок (существенный недостаток дизельных двигателей).
Установка корректора цикловой подачи в регуляторах частично устраняет данный недостаток. Запас крутящего момента у современных тракторных дизельных двигателей при работе с корректором достигает 10-15%.