Свободную силу PʹʹIII [рис. 1] можно разложить на пару составляющих:
1) – вертикальная сила Pʹ;
2) – горизонтальная сила Nʹ, которая, очевидно, будет равна боковой силе N.
Рис. 1. Суммарные силы и моменты, действующие в кривошипно-шатунном механизме.
Пара сил N-Nʹ на плече A создаёт так называемый опрокидывающий момент Mоп, который равен по значению крутящему моменту двигателя (Mк), но направлен в противоположную сторону
Mк=-Mоп
Опрокидывающий момент воспринимается рамой двигателя, что вызывает её вибрацию.
Вертикальная свободная сила Pʹ равна по значению сумме Pr+Pi. Первая составляющая (Pr) уравновешивается силой давления газов на головку цилиндров, а вторая – остаётся свободной и, так как её значение и направление постоянно меняются, то, воздействуя через коренные подшипники на остов двигателя, вызывает вибрацию его базовых и навесных агрегатов.