Органы управления и контрольные приборы трактора Т-130М


* * *

При помощи педалей, рычагов, рукояток и кнопок производится управление двигателем трактора, агрегатами и механизмами трансмиссии, рабочим и дополнительным оборудованием.

Рис. 1. Органы управления двигателем и контрольными приборами трактора Т-130М.

Органы управления двигателем и контрольными приборами трактора Т-130М

1) – Кнопка стартера пускового двигателя;

2) – Рукоятка включения редуктора пускового двигателя;

3) - Рукоятка включения шестерни бендикса пускового двигателя;

4) – Кольцо троса управления шторкой радиатора;

5) – Указатель давления масла в турбокомпрессоре;

6) - Указатель давления масла в смазочной системе двигателя;

7) - Указатель давления топлива;

8) - Указатель температуры воды системы охлаждения дизеля;

9) – Амперметр;

10) – Переключатель плафона и освещения приборов;

11) – Включатель передних фар;

12) – Включатель задних фар;

13) – Включатель зажигания магнето;

14) – Включатель вентилятора-отопителя кабины;

15) – Включатель сигнала;

16) – Щиток приборов;

17) – Указатель засорённости воздушного фильтра дизеля;

18) – Контрольная лампочка аккумулятора;

19) – Лампочка датчика аварийного давления масла в коробке передач;

20) – Рукоятка акселератора;

21) – Рукоятка включения сцепления пускового двигателя;

22) – Педаль деселератора;

23) – Рукоятка тяги краника бензобака пускового двигателя;

24) – Рукоятка тяги дроссельной заслонки карбюратора пускового двигателя;

25) – Рукоятка декомпрессора дизеля;

26) – Рукоятка тяги воздушной заслонки карбюратора пускового двигателя.

Рис. 2. Органы управления трактором Т-130М.

Органы управления трактором Т-130М

1) – Педаль тормоза;

2) – Рычаги распределителя гидронавески (гидросистемы навесного оборудования);

3) – Включатель «массы»;

4) – Рычаг переключения диапазонов и заднего хода;

5) – Рычаг механизма управления поворотом;

6) – Рычаг переключения передач;

7) – Рукоятки регулировки сиденья по высоте и по массе водителя;

8) – Защёлка горного тормоза;

9) – Валик педали сцепления;

10) – Фиксатор педали сцепления;

11) – Педаль сцепления.

Рычаги и рукоятки для запуска двигателя вынесены из кабины. Они смонтированы на отдельном блоке управления, который закреплён к головке и задней стенке блока дизельного двигателя [рисунок 1]. Для того чтобы попасть к блоку управления, нужно открыть люк на передней стенке кабины, одновременно повернув обе ручки, установленные на дверке, затем потянуть дверку на себя и влево.

Рукоятка (23)  тяги краника бензобака пускового двигателя расположена на передней стенке кабины, справа под рычагом акселератора. Перед запуском пускового двигателя либо подогревателя рукоятку нужно повернуть на 2-3 оборота против часовой стрелки. После запуска дизельного двигателя краник закрывают.

Рукоятка тяги (26) воздушной заслонки карбюратора расположена слева на блоке управления двигателем. При перемещении рукоятки (26) на себя стрелкой вниз заслонка закрывается (при пуске холодного двигателя).

Рукоятка (24) тяги дроссельной заслонки карбюратора расположена справа на блоке управления двигателем. При перемещении тяги на себя дроссельная заслонка открывается. При этом стрелка на торце рукоятки должна быть расположена остриём вниз.

Рукоятка (25) механизма декомпрессора дизеля расположена справа на блоке управления двигателем. Верхнее положение рукоятки соответствует рабочему положению, при котором механизм декомпрессора не воздействует на клапаны дизельного двигателя. При повороте рукоятки на себя механизм декомпрессора приоткрывает всасывающие клапаны дизеля.

Рукоятка (2) редуктора пускового двигателя расположена слева на блоке управления двигателем. Верхнее положение рукоятки соответствует ускоренной передаче. Поворачивая рычаг от головки блока на себя, редуктор переключается на замедленную передачу (положение пуска в холодное время года).

Рукоятка (21) сцепления пускового двигателя расположена слева на блоке управления двигателем. Её верхнее положение соответствует положению выключенного сцепления. Для того чтобы включить муфту сцепления, рычаг следует переместить на себя.

Рукоятка (3) включения шестерни механизма включения (бендикса) пускового двигателя расположена на блоке управления двигателем.

Верхнее положение рукоятки (3) соответствует выключенному положению шестерни механизма включения, а нижнее положение соответствует включённому положению шестерни механизма включения.

Кнопка (1) включения стартера расположена на передней стенке кабины. Включают стартер при включенном включателе (13).

Рукоятка (20) акселератора и педаль (22) акселератора  расположены справа на передней стенке кабины. Верхние положения рычага и педали соответствуют максимальной подаче топлива. Для того чтобы переключить скорость либо временно остановить трактор, следует переместить педаль вниз до упора. В результате этого подача топлива уменьшается, и обороты двигателя снижаются до минимальных. Чтобы уменьшить частоту вращения двигателя на длительное время, нужно рукоятку акселератора опустить вниз. В крайнем нижнем положении акселератора полностью выключена подача топлива.

Кольцо (4) цепочки управления шторкой радиатора располагается слева на опоре крыши капота. Передвигая цепочку на себя, шторку закрывают, а её положение фиксируют поворотом цепочки в прорези.

На щитке приборов (16) расположен выключатель (14) вентилятора отопителя кабины, контрольные и коммутационные приборы электроосвещения и сигнализации. Зажжённая лампочка (19) указывает на падение давления в смазочной системе трансмиссии, а зажжённая лампочка (18) указывает на включение «массы» (включатель (3), [рисунок 2]).

Указатель (7) [рисунок 1] показывает давление топлива в топливной системе дизельного двигателя. Нормальное давление топлива при работе трактора Т-130М должно быть 69-108 кПа (0,7-1,1 кгс/см2.

Указатель (6) [рисунок 1] показывает давление масла в масляных системах дизельного двигателя и турбокомпрессора.. Нормальное давление масла при работе трактора Т-130М должно быть для дизельного двигателя 196-343 кПа (2-3,5 кгс/см2), а для  турбокомпрессора 98-294 кПа (1-3 кгс/см2).

Указатель (8) в комплекте с электрическим датчиком предназначается для контроля температуры воды в системе охлаждения дизельного двигателя. Нормальная температура воды при работе трактора Т-130М +80 - +95 градусов Цельсия, а максимально допустимая температура +100 градусов Цельсия.

Амперметр (9) показывает величину зарядного (+) либо разрядного (-) тока.

Для определения времени работы трактора Т-130М на корпусе регулятора дизельного двигателя установлен работомер.

Педаль тормоза (1) [рисунок 2] расположена в кабине на правой колонке, установленной на кожухе сцепления. При торможении трактора без выключения муфт поворота следует нажать на педаль.

Рычаг механизма управления поворотом (5), который расположен перед трактористом, предназначается для выключения муфт поворота (правой либо левой) и включения тормозов. Для того чтобы выключить муфту поворота, следует передвинуть рычаг в сторону отключаемой муфты. При этом срабатывает сервоустройство, ускоряющее и облегчающее выключение муфты.

Включают соответствующий тормоз, перемещая наклоненный рычаг на себя со стороны отключенной муфты. Для торможения трактора Т-130М следует передвинуть рычаг (5) на себя, не выключая муфт поворота.

При остановке трактора Т-130М на спусках и подъёмах следует включить стояночный тормоз, передвигая рукоятку на себя и фиксируя её защёлкой (8).

Педаль сцепления (11) расположена в кабине на левой колонке, установленной на кожухе сцепления. Педаль сблокирована с рычагами (6) и (4) [рисунок 2] переключения скоростей и диапазонов. Если ход педали сцепления равен 100 ± 10 мм, то блокировочный механизм закрыт (переключение передач невозможно). При дальнейшем ходе педали сцепления блокировочный механизм разъединяется. Перед остановкой двигателя рукоятки переключения передач и диапазонов должны быть установлены в нейтральное положение, потому что сцепление легко выключать только при работающем двигателе. В выключенном положении педаль может удерживаться фиксатором (10).

Рукоятки (6) и (4) переключения скоростей и диапазонов расположены справа и слева от тракториста. Правой рукояткой включается один из двух диапазонов переднего («нормальный», «ускоренный») хода и задний ход. Левой рукояткой включается одна из четырёх передач. Валик правой рукоятки переключения скоростей сблокирован  с включателем магнето. Включённые рукоятки автоматически фиксируются пружинным фиксатором.

Крайняя левая рукоятка распределителя (2) управляет передними гидроцилиндрами навесной системы трактора Т-130М. Крайняя правая рукоятка распределителя управляет гидроцилиндрами задней  навесной системы трактора Т-130М. Средняя рукоятка распределителя управляет выносными гидроцилиндрами навешиваемых орудий.

Крайнее переднее положение рукоятки распределителя соответствует «плавающему» положению золотника. Среднее положение рукоятки распределителя соответствует подъёму либо опусканию  орудия. Крайнее заднее положение рукоятки распределителя соответствует положению золотника «заперто – нейтральное».

С целью увеличения срока службы гидравлического насоса не допускается работа гидросистемы на режиме предохранительного клапана. Необходимо своевременно возвращать рукоятку из положения «подъём» либо «опускание» в положение «заперто – нейтральное» или «плавающее». Рукоятка включения привода насоса гидросистемы расположена снизу кожуха шестерен распределения дизельного двигателя. Чтобы включить привод насоса следует передвинуть рукоятку назад, а чтобы выключить – вперёд и фиксировать штифтом. Привод следует включать только при остановленном двигателе. Включение привода насоса при работающем двигателе может привести к аварии. На тракторах последних выпусков привод насоса включён постоянно, а механизм выключения не монтируется.

13*

Яндекс.Метрика