Особенности устройства трансмиссии тракторов и автомобилей с движителями различных типов


* * *

Факторы, влияющие на степень сложности и конструкцию трансмиссии (в особенности механической):

1) – вид машины (транспортная либо тяговая);

2) – тип движителя (гусеничный либо колёсный);

3) – число ведущих колёс (относится к колёсным машинам).

Ввиду того, что скорости автомобилей (транспортных машин) значительно выше, а их тяговые усилия ниже в сравнении с тягой тракторов, автомобили имеют меньшее передаточное число трансмиссии [iтр], чем тракторы. Данный факт даёт возможность изготавливать автомобильные агрегаты трансмиссии более компактными при аналогичной передаваемой мощности.

У гусеничных машин трансмиссии значительно сложнее, чем у колёсных, за счёт присутствия в их конструкции механизма поворота. Так как гусеничные тракторы поворачивают посредством создания разности ведущих моментов на правой и левой гусеницах, механизмы поворота осуществляют данную функцию. На гусеничных тракторах отечественного производства применяются два типа механизмов поворота:

1) – планетарный механизм поворота (тракторы Т-4А, ДТ-75В, ДЭТ-250 и прочие);

2) – механизм поворота с муфтами поворота (тракторы Т-130, Т-74 и прочие).

Особая роль в конструкции отводится трансмиссии трактора Т-150. В данном тракторе поток мощности идёт от ДВС к коробке передач, где разделяется и затем, через пару вторичных валов, пару центральных и бортовых передач подаётся к движителям. В этой трансмиссии функции муфт поворота возложены на фрикционы коробки передач, которые расположены на вторичных валах.

Незаменимым агрегатом колёсных машин является дифференциал, как правило, устанавливаемый непосредственно в главной передаче. Дифференциал служит для обеспечения возможности прохождения ведущими колёсами различных отрезков пути в один промежуток времени, что необходимо в процессе движения машины по неровной дороге и на поворотах.

Помимо указанных различий, отличием тракторных трансмиссий от автомобильных также является большее число передач, ввиду того, что диапазон необходимых тяговых усилий в процессе эксплуатации тракторов в значительной степени превышает автомобильный.

При сравнении трансмиссии колёсных и гусеничных тракторов необходимо отметить, что общее передаточное число трансмиссий колёсных тракторов (общего назначения и универсально-пропашных) намного больше [iтр=150-200], чем гусеничных [iтр=50-60]. Обоснованием данного различия главным образом служит различие в диаметре ведущих колёс и звёздочек.

17*

Яндекс.Метрика