Для опускания направляющего колеса (из положения А в положение Б) [рис. 1] рабочая жидкость нагнетается в надпоршневую полость гидроцилиндра (12). Происходит втягивание штока, который вначале поворачивает назад без нагрузки связанный с ним ограничитель (5) до упора в заднюю часть сектора (3). При дальнейшем движении ограничитель через сектор начнёт поворачивать назад вал (9), пока под воздействием веса направляющего колеса и гусеницы он свободно повернётся и направляющее колесо опустится на грунт.
Рис. 1. Схема работы механизма подъёма и опускания направляющих колёс болотоходного трактора ДТ-75Б.
а) – Поднятое положение направляющих колёс;
б) – Опущенное положение направляющих колёс;
1) – Направляющее колесо;
2) – Упор коленчатой оси;
3) – Сектор;
4) – Коленчатая ось;
5) – Ограничитель хода амортизации;
6) – Ролик;
7) – Серьга;
8) – Балансир;
9) – Коленчатый вал;
10) – Ведущий рычаг;
11) – Маятник;
12) – Гидроцилиндр;
13) – Амортизатор.
В конце своего рабочего хода шток гидроцилиндра (12) устанавливает ограничитель (5) таким образом, что его ролик (6), упираясь в хвостовик рычага (10), повернёт рычаг и жёстко связанный с ним торсион на угол предварительной закрутки. Упругой силой закрученного торсиона через балансир (8) и коленчатую ось (4) направляющее колесо поджимается к грунту, воспринимая часть веса трактора на себя. В данном положении между направляющим колесом и рамой трактора нет жёсткой связи в вертикальной плоскости, ввиду того, что ограничитель (5) установлен с зазорами относительно упоров ведущего сектора (3), позволяя направляющему колесу упруго подниматься и опускаться в процессе переезда небольших неровностей почвы.