Редукторы конечных передач переднего моста трактора МТЗ-102 расположены в рукавах корпуса (33) [рис. 1] и крышки (19) переднего моста. Конструкция редукторов включает в себя две пары конических шестерён (верхнюю и нижнюю), служащих одновременно шарнирами равных угловых скоростей.
Рис. 1. Передний ведущий мост трактора МТЗ-102.
1) – Крышка редуктора;
2) – Фланец диска колеса;
3) – Регулировочные кольца;
4), 13), 31), 38) – Радиально-упорные роликовые подшипники;
5) – Защитный кожух;
6), 9), 21), 40) – Регулировочные прокладки;
7) – Диск колеса;
8) – Шина;
10), 16) – Крышки;
11) – Полуось;
12) – Труба шкворня;
14), 23), 36) – Гайки;
15), 22), 48) – Манжета;
17) – Червяк;
18) – Корпус верхней конической пары;
19) – Крышка переднего моста;
20) – Полуосевая шестерня;
24) – Ведомая шестерня;
25) – Регулировочная шайба;
26), 30) – Корпус и крышка дифференциала;
27), 35) – Фрикционные диски;
28) – Ось сателлитов;
29) – Сателлит;
32) – Сапун;
33) – Корпус переднего моста;
34) – Чашка;
37) – Фланец карданного вала;
39) – Стакан ведущей шестерни;
41) – Ведущая шестерня;
42) – Сливная пробка корпуса переднего моста;
43) – Контрольно-заливная пробка переднего моста;
44) – Стопорная планка;
45) – Ось качания;
46) – Клин;
47) – Корпус уплотнения;
49) – Кольцо;
50) – Вертикальный вал;
51) – Гильза шкворня;
52), 54) – Штифты;
53) – Шплинт;
55) – Пружина;
56) – Радиальный роликовый подшипник;
57) – Стакан;
58) – Упорный шарикоподшипник;
59) – Ведомая шестерня;
60) – Корпус колёсного редуктора;
61) – Конусная разрезная втулка;
62) – Сливная пробка редуктора;
63) – Ведущая шестерня;
64) – Подшипник.
Верхняя коническая пара образована зубчатыми венцами полуоси (11) и вертикального вала (50), выполненными заодно со шлицевыми хвостовиками.
Своими шлицевыми хвостовиками полуось и вертикальный вал соединены с полуосевой шестернёй дифференциала (20) и ведущей шестернёй (63) нижней пары. Полуось установлена на двух роликовых конических подшипниках (13), в корпусе (18) верхней конической пары, вертикальный вал – в расточке трубы (12) шкворня и опирается на подшипники (13). Своей посадочной частью фланец трубы шкворня входит в расточку корпуса (18) и вместе с корпусом уплотнения (47) закреплён к нему посредством болтов.
Манжеты (15) и (48), а также установленная под крышкой (10) прокладка предназначены для уплотнения полости верхней конической пары.
В расточках корпуса (33) и крышки переднего моста (19) подвижно устанавливаются корпусы верхних конических пар. Это позволяет изменять колею. Пара клиньев (46) и штифты (54) стопорят от проворачивания и осевых перемещений корпусы (18). Опираясь на витую цилиндрическую пружину подвески (55), труба шкворня входит в гильзу шкворня (51), которая запрессована в корпус редуктора (60) и застопорена в нём посредством штифта (52).
Нижний конец пружины через стакан (57) опирается на установленный в корпусе редуктора (60) упорный подшипник (58). Этим обеспечивается подрессоривание переднего моста. Ограничение хода подвески реализовано буртом стакана (57), в который упирается труба (12), а при движении вверх – опорными буртами корпуса уплотнения (47) и гильзы (51). Полиамидное кольцо (49) помещено между буртами гильзы и корпуса уплотнения. Пара резиновых колец и пенополиуретановая эластичная набивка применены для уплотнения шкворневого соединения.
Конструкция нижней конической пары включает в себя:
— ведущую шестерню (63), смонтированную на паре шарикоподшипников в корпусе закрываемого крышкой редуктора (60);
— ведомую шестерню (59), смонтированную на шлицах фланца (2) диска, к которому посредством болтов и гаек закреплён диск колеса (7).
Фланец диска (2) устанавливается на паре конических роликовых подшипников (4), которые запрессованы в крышку (1) и цилиндрическом роликовом подшипнике (56), который запрессован в расточке корпуса (60).
От осевого перемещения подшипники и шестерня (59) застопорены при помощи шайбы и пары болтов, которые установлены на клей и законтрены посредством отгибной пластины.
Манжета, резиновое кольцо на крышке (1) и паронитовые прокладки по уплотняемым поверхностям корпуса и крышек применены для уплотнения нижней конической пары.
К корпусам редукторов крепятся кронштейны крыльев передних колёс, а через шпильки и разрезные конусные втулки (61) – поворотные рычаги, к которым закрепляются тяги рулевой трапеции.
Передача крутящего момента от полуосевой шестерни дифференциала (20) к фланцу диска (2) с прикреплённым к нему колесом осуществляется через верхнюю и нижнюю конические пары.
При повороте трактора МТЗ-102 усилие от рулевой сошки передаётся на корпусы редукторов через рулевые тяги и поворотные рычаги. Корпусы редукторов вместе с колёсами поворачиваются относительно труб шкворней, то есть происходит обкат шестерён верхней и нижней конических пар.