Силовая передача трактора МТЗ-50 состоит из муфты сцепления, соединительной муфты, коробки передач и заднего моста. Она предназначена для передачи вращения от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам.
Муфта сцепления и соединительная муфта смонтированы в одном корпусе, а коробка передач и задний мост располагаются в отдельных корпусах.
Схема силовой передачи представлена на рис.39.
Рис. 39. Кинематическая схема трактора МТЗ-50.
Числа зубьев шестерен и передаточные числа представлены в таблице 2.
Табл.2.
Техническое обслуживание муфты сцепления.
Техническое обслуживание муфты сцепления включает в себя следующие операции:
— периодическая смазка;
— своевременная подтяжка резьбовых соединений;
— контроль за отсутствием возможных течей через уплотнения;
— проверка свободного хода педали;
— при необходимости – регулировка свободного хода педали.
В муфте сцепления и соединительной муфте необходимо смазывать подшипники, шестерни, поверхность сопряжения отводки с кронштейном, ступицу педали сцепления.
Смазка шестерен и подшипников (кроме подшипника отводки) производится разбрызгиванием масла, которое находится в корпусе муфты. Масло заливается через отверстие в крышке коробки передач и сливается через отверстие в нижней крышке корпуса муфты. Отверстия закрываются пробками. Уровень масла следует проверять по контрольной пробке на правой боковой стенке корпуса коробки передач. Для смазки используются автотракторные масла с вязкостными характеристиками, соответствующими сезону.
В полость подшипника отводки закладывают смазку, которая удерживается уплотнительным кольцом и кожухом.
Смазка подшипника отводки и ступицы педали муфты сцепления осуществляется во время проведения ТО-2 (через каждые 240 часов работы трактора) солидолом УС-1 (летом) и УС-2 (зимой).
Для подпитки подшипника смазкой следует отвернуть коническую пробку на 1,25 оборота, располагающуюся с левой стороны корпуса сцепления (по ходу трактора), и через маслёнку, ввёрнутую в торец цапфы отводки, с помощью шприца сделать 8-10 нагнетаний.
Поверхность сопряжения отводки с кронштейном муфты сцепления смазывают солидолом УС-1 (летом) и УС-2 (зимой), закладываемым в полость отводки при сборке либо нагнетаемым через маслёнку, которая ввёрнута в торец цапфы отводки.
Основной показатель правильности регулировки муфты сцепления – это величина свободного хода педали. Поэтому необходимо проверять свободный ход педали через каждые 240 часов работы трактора.
Нормальный свободный ход педали по подушке, который обеспечивается заводской регулировкой, составляет 50 мм, что соответствует зазору 4 мм между подшипником отводки и отжимными рычагами. В процессе эксплуатации трактора свободный ход педали из-за износа дисков постепенно уменьшается (допускается уменьшение до 40 мм). После этого необходима регулировка.
Для обеспечения нормальной работы муфты сцепления требуется, помимо вышеперечисленных, соблюдать ещё следующие правила:
1) – Не выключать муфту сцепления без необходимости и не держать её долго выключенной.
2) – Не держать ногу на педали муфты при движении трактора, так как это может привести к быстрому износу подшипника отводки и пробуксовыванию дисков муфты сцепления.
3) – Выключать муфту необходимо быстро, выжимая педаль до отказа.
4) – Включать муфту следует плавно, но без задержки педали в промежуточном положении.