Система питания воздухом двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь»


* * *

Система питания воздухом служит для очистки от пыли, охлаждения воздуха и его подачи в цилиндры двигателя СМД-66.

Система питания воздухом включает в себя воздухоочиститель, турбокомпрессор, воздуховоздушный радиатор (смонтирован на тракторе ДТ-175С перед масляным радиатором), а также впускной ресивер.

Воздух, очищенный в воздухоочистителе (8) [рис. 1] поступает в турбокомпрессор (7). По трубопроводу (9) воздух из турбокомпрессора нагнетается в воздуховоздушный радиатор (1), где охлаждается за счёт создаваемого вентилятором (4) потока воздуха.

Схема охлаждения наддувочного воздуха двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь»

Рис. 1. Схема охлаждения наддувочного воздуха двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь».

1) – Радиатор воздуховоздушный;

2) – Радиатор масляный;

3) – Радиатор водяной;

4) – Вентилятор;

5) – Трубопровод;

6) – Крышка ресивера;

7) – Турбокомпрессор;

8) – Воздухоочиститель;

9) – Трубопровод.

Охлаждённый воздух после радиатора поступает по трубопроводу (5) в полость ресивера, где происходит распределение по цилиндрам двигателя.

Снижение температуры наддувочного воздуха влечёт за собой увеличение подаваемого в цилиндры ДВС воздушного заряда, за счёт чего увеличивается доза сгораемого топлива и, как следствие, повышается мощность двигателя.

Бесперебойная и надёжная работа двигателя СМД-66 обеспечивается только в случае полной герметичности системы питания воздухом. При снижении мощности ДВС и появления дымного выпуска необходимо первым делом проверить на предмет герметичности соединения трубопроводов со шлангами.

Воздухоочиститель – сухого типа с использованием бумажных фильтр-патронов в роли фильтрующего элемента.

Воздух проходит предварительную очистку в предочистителе типа «инерционная решётка» [рис. 2] с эжекционным удалением пыли.

Инерционная решётка

Рис. 2. Инерционная решётка.

1) – Бункер пылесборный;

2) – Труба;

3) – Сетка заборная;

4) – Крышка;

5) – Шайба;

6) – Гайка-барашек;

7) – Шайба;

8) – Пылеотделитель;

9) – Кожух;

10) – Патрубок отсосный;

11) – Хомут стяжной.

В воздухоочистителе [рис. 3] воздух проходит окончательную очистку.

Воздухоочиститель двигателя СМД-66

Рис. 3. Воздухоочиститель двигателя СМД-66.

1) – Выходной патрубок корпуса воздухоочистителя;

2) – Корпус;

3) – Траверса корпуса воздухоочистителя;

4) – Патрубок входной корпуса воздухоочистителя;

5) – Шайбы;

6) – Гайка-барашек;

7) – Гайка-барашек;

8) – Гайка-барашек;

9) – Крышка;

10) – Уплотнительное кольцо крышки;

11) – Основной фильтр-патрон;

12) – Предохранительный фильтр-патрон;

13) – Уплотнительное кольцо капота;

14) – Уплотнительные кольца фильтр-патронов;

15) – Бонка для подсоединения трубопровода индикатора засорённости воздухоочистителя либо средств диагностирования.

Фильтр-патроны воздухоочистителя включают в себя внутреннюю и наружную стенки, бумажную фильтрующую штору, заключённую внутри донышек и сеток, герметично скреплённых полиэтиленом либо эпоксидной смолой.

Под действием создаваемого компрессором турбокомпрессора разряжения воздух через заборную сетку (3) [рис. 2] всасывается в корпус инерционной решётки. При прохождении через пылеотделитель (8) воздух резко меняет направление своего движения, вследствие чего присутствующие в воздухе крупные частицы пыли отбрасываются центробежной силой к наклонной стенке кожуха (9) и ссыпаются в бункер (1). Под действием создаваемого выпускными газами в эжекторе разрежения пыль отсасывается из бункера и выбрасывается в атмосферу через выпускную трубу.

Воздух после предварительной очистки в инерционной трубе (2) поступает внутрь корпуса (2) [рис. 3], где через фильтр-патроны (11) и (12) последовательно очищается от пыли, после чего выходит через патрубок (1). Предохранительный фильтр-патрон при этом выполняет функции гарантийного элемента защиты двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь» от пыли в случае, если основной фильтр-патрон будет повреждён.

Индикатор засорённости. В кабине трактора монтируется индикатор засорённости ИЗВ-700 [рис. 4], используемый для контроля за степенью засорённости фильтр-патронов, а также определения необходимости проведения ТО (технического обслуживания).

Индикатор засорённости воздухоочистителя ИЗВ-700

Рис. 4. Индикатор засорённости воздухоочистителя ИЗВ-700.

1) – Штуцер монтажный;

2) – Корпус индикатора;

3) – Прозрачный колпак корпуса индикатора;

4) – Диск;

5) – Барабан;

6) – Проволока для прочистки монтажного штуцера.

В случае загрязнения фильтр-патронов и, как следствие, увеличения разрежения в выходном патрубке корпуса воздухоочистителя происходит автоматическое срабатывание индикатора. В окнах колпака (3) индикатора при этом появляется сигнал ярко-красного цвета, который указывает на необходимость проведения ТО.

По завершении ТО воздухоочистителя необходимо возвратить в исходное положение барабан индикатора. Для этого следует повернуть диск (4) до упора в направлении, указанном нанесённой на диске стрелкой.

Индикатор засорённости не подлежит ремонту. В случае его отказа либо поломки его требуется демонтировать с двигателя, а отверстие штуцера под монтаж индикатора заглушить посредством пробки. Без индикатора засорённости техническое обслуживание воздухоочистителя выполняется через 500 мото/ч, а в условиях повышенной запылённости – через 250 мото/ч.

Монтаж и демонтаж индикатора должен выполняться ключом за шестигранник монтажного штуцера (1). Перед тем как устанавливать новый индикатор засорённости нужно удалить проволоку (6) из отверстия монтажного штуцера.

Турбокомпрессор ТКР-11С-1 [рис. 5], смонтированный на двигателе СМД-66, использует для наддува воздуха в цилиндры двигателя энергию выпускных газов.

Турбокомпрессор ТКР-11С-1 двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь»

Рис. 5. Турбокомпрессор ТКР-11С-1 двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь».

1) – Уплотнительное кольцо;

2) – Корпус компрессора;

3) – Штифт;

4) – Диск уплотнения компрессора;

5) – Щиток;

6) – Стопорное кольцо;

7) – Резиновое кольцо;

8) – Резиновое кольцо;

9) – Специальная шайба;

10) – Гайка;

11) – Гайка;

12) – Планка;

13) – Сопловой венец;

14) – Кожух турбины;

15) – Корпус турбины;

16) – Средний корпус;

17) – Колесо турбины;

18) – Втулка;

19) – Уплотнительное кольцо;

20) – Втулка уплотнения;

21) – Кольцо уплотнения соединения вставки турбины с выпускной трубой;

22) – Вставка турбины;

23) – Вал ротора;

24) – Накидная гайка;

25) – Трубка подвода масла;

26) – Фиксатор;

27) – Подшипник;

28) – Вставка компрессора;

29) – Колесо компрессора;

30) – Маслоотражатель;

31) – Специальная гайка.

Турбокомпрессор включает в себя центробежный одноступенчатый компрессор с лопаточным диффузором и радиальную центростремительную трубу.

Центробежный компрессор ТКР-11С-1 всасывает воздух, сжимает его и подаёт под давлением в воздушный радиатор.

12*

Яндекс.Метрика