Система питания топливом [рис. 1] служит очистки и подачи в цилиндры двигателя СМД-66 топлива.
Рис. 1. Схема системы питания топливом двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь».
1) – Топливопровод слива дренажного топлива из форсунок;
2) – Топливопровод слива дренажного топлива из форсунок;
3) – Топливопровод слива дренажного топлива из четвёртой форсунки в кронштейн воздухоочистителя;
4) – Форсунка;
5) – Топливопровод слива дренажного топлива из форсунок;
6) – Топливопровод слива дренажного топлива из форсунок;
7) – Топливопровод слива дренажного топлива из форсунок;
8) – Топливопровод высокого давления;
9) – Топливопровод высокого давления;
10) – Топливный насос;
11) – Топливопровод отвода избыточного топлива от топливного насоса;
12) – Топливопровод отвода топлива от топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива;
13) – Фильтр тонкой очистки топлива;
14) – Топливопровод слива топлива и выпуска воздуха при прокачке системы;
15) – Топливопровод слива избыточного топлива и выпуска воздуха в бак;
16) – Топливопровод подвода чистого топлива к топливному насосу;
17) – Топливный бак;
18) – Сливные трубки фильтра тонкой очистки топлива;
19) – Топливоподкачивающий насос;
20) – Топливопровод от фильтра грубой очистки к топливоподкачивающему насосу;
21) – Фильтр грубой очистки топлива;
22) – Топливопровод от топливного бака к фильтру грубой очистки топлива.
Система питания топливом трактора ДТ-175С «Волгарь» включает в себя: фильтр грубой очистки топлива (ФГ-75), фильтр тонкой очистки топлива (ФТ-150А) с датчиком засорённости фильтра, ТНВД 221.1111003-30 с регулятором и топливоподкачивающим насосом, топливопроводы высокого и низкого давления, форсунки, топливный бак.
Топливо по трубке (6) [рис. 2] поступает из топливного бака в фильтр грубой очистки топлива, где осуществляется отделение воды (от 85%), а также отсев механических примесей (от 35%). Далее топливо поступает из фильтра грубой очистки по трубопроводу (8) к топливоподкачивающему насосу, а затем к фильтру тонкой очистки [рис. 3]. Отсев механических примесей (от 95%) в фильтре тонкой очистки происходит посредством пары фильтрующих секций, которые работают параллельно. В состав каждой секции входит двухступенчатый бумажный фильтрующий элемент ЭФТ-75А и стакан.
Рис. 2. Фильтр грубой очистки топлива ФГ-75.
1) – Стакан;
2) – Отражатель;
3) – Прижимное кольцо;
4) – Уплотнительное кольцо;
5) – Болт поворотного угольника;
6) – Топливопровод к фильтру;
7) – Болт поворотного угольника;
8) – Топливопровод подвода топлива от фильтра к топливоподкачивающему насосу;
9) – Болт;
10) – Корпус;
11) – Распределитель;
12) – Успокоитель;
13) – Пробка отверстия для слива отстоя топлива.
Рис. 3. Фильтр тонкой очистки топлива ФТ-150А.
1) – Сливная трубка;
2) – Гайка;
3) – Запорный болт;
4) – Стакан;
5) – Фильтрующий элемент;
6) – Штуцер;
7) – Корпус;
8) – Топливопровод подвода чистого топлива к топливному насосу;
9) – Топливопровод слива дренажного топлива из первой, второй, третьей, пятой, шестой форсунок;
10) – Переходник;
11) – Технологическая пробка (вместо неё на тракторе устанавливается датчик засорённости фильтра);
12) – Гайка;
13) – Перепускной клапан (в сборе);
14) – Топливопровод слива избыточного топлива и выпуска воздуха в бак;
15) – Клапан удаления воздуха (в сборе);
16) – Топливопровод слива топлива и выпуска воздуха при прокачке системы;
17) – Топливопровод отвода избыточного топлива от топливного насоса;
18) – Болт;
19) – Топливопровод подвода топлива от топливоподкачивающего насоса;
20) – Уплотнительное кольцо;
21) – Стяжной болт.
Топливный насос 221.1111003-30 [рис. 4], установленный на двигателе СМД-66, предназначен для подачи в цилиндры дозированных порций топлива в строго определённые моменты.
Рис. 4. Топливный насос 221.1111003-30.
1) – Ведущая полумуфта;
2) – Втулка ведущей полумуфты;
3) – Ограничитель;
4) – Пружина автоматической муфты;
5) – Ось груза;
6) – Груз автоматической муфты;
7) – Установочный фланец;
8) – Промежуточная шестерня привода вращения плунжера;
9) – Корпус ТНВД;
10) – Кронштейн промежуточной шестерни;
11) – Секция высокого давления;
12) – Сапун;
13) – Вал регулятора;
14) – Рычаг пружины регулятора;
15) – Ограничитель хода штока корректора;
16) – Контргайка;
17) – Винт корректора;
19) – Корпус корректора;
20) – Шток корректора;
21) – Топливоподкачивающий насос;
22) – Пружина регулятора;
23) – Крышка регулятора;
24) – Рычаг корректора;
25) – Вильчатый рычаг регулятора;
26) – Топливоподкачивающий насос;
27) – Ось серьги пружины;
28) – Корпус привода тахоспидометра;
29) – Толкатель топливоподкачивающего насоса;
30) – Эксцентриковый вал;
31) – Ступица регулятора;
32) – Ведомая шестерня;
33) – Ведущая шестерня;
34) – Демпферная пружина;
35) – Ось вильчатого рычага регулятора;
36) – Отверстие для слива масла из корпуса топливного насоса;
37) – Кулачковый вал;
38) – Ведомая полумуфта.
Топливный насос двухплунжерный, распределительного типа, с дозированием топлива путём изменения конца подачи, оснащён всережимным механическим регулятором прямого действия, поршневым топливопрокачивающим и топливоподкачивающим насосами, а также муфтой автоматического изменения угла опережения впрыскивания топлива.
С целью уменьшения дымности выпуска и увеличения экономичности двигателя на режимах разгона ТНВД комплектуется ограничителем дымления.
Регулятор ТНВД – механический, всережимный, прямого действия, снабжён корректором подачи топлива и автоматическим обогатителем подачи топлива при пусковой частоте вращения двигателя. Регулятор размещён в одном корпусе с насосом и служит для автоматического изменения мощности двигателя СМД-66 в зависимости от нагрузки, а также обеспечения экономичной и устойчивой работы ДВС на заданном режиме. Также регулятор ограничивает максимальную и поддерживает минимально устойчивую частоту вращения коленвала двигателя.
Топливоподкачивающий насос (26) поршневого типа служит для подачи топлива к топливному насосу из топливного бака. Он крепится к корпусу ТНВД посредством шпилек. Топливопрокачивающий насос (21), смонтированный на топливодкачивающем насосе, предназначен для удаления воздуха из системы питания двигателя СМД-66 перед пуском, а также для заполнения системы топливом после сборки.
Автоматическая муфта – центробежного типа, смонтирована на коническом конце кулачкового вала (37) топливного насоса 221.1111003-30. Она обеспечивает оптимальный угол опережения впрыскивания топлива в зависимости от частоты вращения коленвала ДВС.
Ограничитель дымления [рис. 5] состоит из пневматического корректора, крышки (16) регулятора, подвижного упора (6) и оси (2) подвижного упора. Пневматический корректор включает в себя корпус (9), крышку (10), диафрагму (11) со штоком (14), пружины (7) и (8) и контровочные гайки (1) и (15).
Рис. 5. Схема установки ограничителя дымления.
1) – Контргайка;
2) – Ось подвижного упора;
3) – Рычаг корректора;
4) – Упорный винт выключения подачи топлива насосом («Стоп»);
5) – Упорный винт ограничения максимального скоростного режима двигателя;
6) – Подвижный упор;
7) – Пружина подвижного упора;
8) – Пружина ограничителя дымления;
9) – Корпус ограничителя дымления;
10) – Крышка пневмокорректора;
11) – Диафрагма;
12) – Рабочая полость;
13) – Трубка подвода воздуха из ресивера;
14) – Шток;
15) – Контргайка;
16) – Крышка регулятора;
17) – Гайка.
Смазка ТНВД автономная. На корпусе топливного насоса предусмотрена дренажная пробка, предназначенная для слива излишка масла в случае повышения его уровня сверх нормального.
Привод тахоспидометра. На ТНВД смонтирован привод ПТ-3802010А-11, который служит для передачи вращения от эксцентрикового вала ТНВД через гибкий вал на смонтированный в кабине трактора ДТ-175С «Волгарь» тахоспидометр, который показывает частоту вращения коленвала двигателя и количество мото/ч, проработанных им.
В случае выхода из строя тахоспидометра его необходимо заменить.
Форсунка ФД-22 [рис. 6] служит для впрыскивания в цилиндры ДВС топлива.
Рис. 6. Форсунка ФД-22 двигателя СМД-66.
1) – Игла распылителя;
2) – Прокладка форсунки;
3) – Карман корпуса распылителя;
4) – Канал в корпусе распылителя;
5) – Канал в корпусе форсунки;
6) – Прокладка штуцера;
7) – Сетчатый фильтр;
8) – Штуцер;
9) – Прокладка;
10) – Регулировочный винт;
11) – Колпак;
12) – Контргайка;
13) – Гайка пружины;
14) – Пружина;
15) – Штанга;
16) – Корпус форсунки;
17) – Установочный штифт;
18) – Корпус распылителя;
19) – Гайка распылителя;
20) – Распыливающее отверстие распылителя.
На двигателе СМД-66 установлены форсунки ФД-22 закрытого типа с четырёхдырчатым фиксированным распылителем. Форсунки снабжены цифровой маркировкой на корпусе – «112» и имеют обозначение 112.1112010.10. Распылители маркируются «4х034» и имеют обозначение 112.1112110-10.
На двигателе СМД-66 устанавливаются форсунки только первой либо второй группы пропускной способности. На корпус форсунки нанесена маркировка группы – «1» либо «2».
Топливо под давлением поступает из ТНВД через штуцер (8) форсунки, далее направляется по каналам (5) и (4) в карман (3) корпуса распылителя. Как только в кармане давление достигнет 175-180 кгс/см2 (17,2-17,7 МПа), игла (1), преодолевая сопротивление пружины (14), приподнимется, и через распыливающие отверстия (20) топливо начнёт впрыскиваться в камеру в поршне.