При смазывании трущихся поверхностей деталей двигателя разбрызгиванием, смазка, то есть моторное масло, залитое в картер двигателя, захватывается и затем разбрызгивается движущимися деталями (коленчатый вал, шатуны), создавая масляный туман. Оседающие на поверхности деталей капельки масла смазывают их, а потом вновь стекают в картер. Как правило, смазочная система разбрызгиванием используется на маломощных пусковых двигателях (например, П-23 и прочих).
Ввиду того, что поршням, цилиндрам, кулачкам распределительного вала, клапанам, шестерням привода газораспределительного механизма и прочим деталям двигателя требуется менее интенсивное смазывание, масло к данным деталям поступает посредством разбрызгивания. При излишнем смазывании зеркала цилиндра, а следовательно, и поршня, неизбежно произойдёт поступление масла в камеру сгорания, что может привести к закоксовыванию поршневых колец (образование нагара в канавках), лакообразованию на днище поршня и повышенному расходу масла.