Структура и основы организации ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса


* * *

Структурная схема. Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса представляет собой совокупность обслуживающих предприятий и подразделений, которые обеспечивают техническое обслуживание, ремонт, а также хранение сельскохозяйственной техники для её поддержания в работоспособном состоянии.

Особенности ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса:

1) – охват ремонтом и техническим обслуживанием рассредоточенного по территории большого разномарочного машинного парка, оборудования и механизмов;

2) – неравномерная загрузка в течение года;

3) – различная трудоёмкость ремонтно-обслуживающих работ для машин одного типа;

4) – различные эксплуатационные и природно-климатические условия.

Данные особенности являются предопределяющими в структуре ремонтно-обслуживающей базы и назначении каждого подразделения либо предприятия.

Три уровня развития ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса:

1) – ремонтно-обслуживающие подразделения совхозов, колхозов и прочих смежных организаций, которые эксплуатируют сельскохозяйственную технику;

2) – РТП (ремонтно-технические предприятия) районных агротехнических объединений (АОП);

3) – ремонтные предприятия областных, краевых, а также республиканских агропромышленных комитетов.

Ремонтно-обслуживающая база совхоза, колхоза состоит из ремонтно-обслуживающих стационарных подразделений на центральной усадьбе; на отделениях, в бригадах и фермах; передвижных средств ремонта и технического обслуживания.

Ремонтная база центральной усадьбы подразделяется на четыре сектора по технологическому признаку:

1) – сектор ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники, состоящий из ЦРМ (центральной ремонтной мастерской), открытых навесов и площадок для регулировки и ремонта сельскохозяйственных машин; материально-технического склада; площадки либо помещения для очистки машин;

2) – машинный двор либо сектор длительного хранения машин. В его состав входят закрытые помещения, а также площадки для хранения машин, их составных частей, оборудования; площадки либо помещения для сборки вновь поступивших и разборки списанных машин; склады для хранения агрегатов и деталей обменного фонда, а также снятых с машин для сезонного хранения;

3) – сектор хранения и отпуска нефтепродуктов, состоящий из ёмкостей для хранения нефтепродуктов и постов для заправки машин;

4) – сектор технического обслуживания автомобилей и межсменной стоянки машин (отапливаемые гаражи и открытые площадки).

Ремонтно-обслуживающая база совхоза и колхоза может быть выполнена по одному из трёх типов:

1) – тип А. Каждое отделение, ферма, бригада имеет пункт технического обслуживания и открытую площадку, на которой размещается сельскохозяйственная техника. Центральная усадьба хозяйства включает в себя ЦРМ (центральную ремонтную мастерскую), автогараж, машинный двор, склад для хранения ремонтных материалов и запасных частей, нефтесклад, а также административно-бытовые сооружения.

2) – тип Б. Помимо ЦРМ, нефтесклада и автогаража на центральной усадьбе размещён хозяйственный центр одного из отделений, тогда как остальные отделения оборудованы собственными пунктами технического обслуживания.

3) – тип В. На центральной усадьбе находятся все ремонтно-обслуживающие подразделения. Хранение всей техники осуществляется также на центральной усадьбе.

ЦРМ или центральные ремонтные мастерские предназначаются для проведения плановых и неплановых ремонтов комбайнов, тракторов, автомобилей и прочих сложных машин с применением агрегатов обменного фонда, а также для осуществления высокономерного обслуживания комбайнов, тракторов, мелиоративной и землеройной техники, энергетического и прочего оборудования.

Типовые проекты ЦРМ колхозов и совхозов разрабатывались для хозяйств, где общее количество тракторов (колёсных, гусеничных, самоходных шасси) составляет 25/50/75/100/150/200 и имеется соответствующий парк сельскохозяйственных машин.

Табл. 1.Типовые проекты центральных ремонтных мастерских.

Показатели Значения показателей для проектов
 816-127 816-128 816-129 816-130 816-131 816-132
Парк тракторов хозяйства 25 50 75 100 150 200
Производственная площадь (м2)  528,6 746,4 950,8 1035,1 1196,6 1326,7
Сметная стоимость (тыс. руб.)  118 150 179 214 232 243
Число производственных рабочих  14 19 28 36 47 59

Автогараж состоит из отапливаемого помещения, разделённого на участки диагностирования автомобилей, технического обслуживания, а также текущего ремонта.

Нефтесклад предназначен для приёма, хранения и отпуска бензина, дизельного топлива, керосина, смазочных материалов и прочих нефтепродуктов.

Машинный двор  используется хранения техники в межсезонье, а также для обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин.

Склад предназначается для приёма, хранения и выдачи материалов и запасных частей, агрегатов обменного фонда.

Ремонтно-обслуживающие подразделения ферм, бригад, отделений включают в себя:

1) – мастерские со складом (для хранения снимаемых деталей и агрегатов) и пунктом технического контроля;

2) – пост заправки нефтепродуктами;

3) – отапливаемый гараж для стоянки тракторов и автомобилей, которые эксплуатируются в холодное время года;

4) – площадки для длительного хранения, наружной очистки машин, стоянки автомобилей и тракторов в межсезонье, регулировки рабочих органов сельскохозяйственных машин;

5) – служебно-бытовые сооружения.

Мастерская отделения вместе с пунктом технического обслуживания функционируют в кооперации с ЦРМ, где осуществляется выполнение (по заказам) наиболее сложных и точных слесарных, станочных, сварочных и кузнечных операций.

Пункт технического обслуживания машинно-тракторного парка (ПТО МТП) возводится по типовым проектам (на 10/20/30/40 обслуживаемых тракторов и на соответствующее количество сельскохозяйственных прицепных и навесных машин).

Передвижные средства ремонта и технического обслуживания. Проведение технического обслуживания и ремонта техники непосредственно на месте эксплуатации (на ферме, в поле) осуществляется посредством передвижных механизированных средств, принадлежащих совхозам и колхозам либо районным ремонтно-техническим предприятиям.

Ремонтно-технические предприятия (районного уровня) включают в себя следующие подразделения:

1) МОН – мастерская общего назначения;

2) СТОА – станция технического обслуживания автомобилей;

3) СТОТ – станция технического обслуживания тракторов;

4) СТОЖ – станция технического обслуживания животноводческих комплексов и ферм;

5) ЦРК – цех по ремонту комбайнов и прочих сложных машин;

6) СМ – специализированная мастерская;

7) ТОП – технический обменный пункт.

Мастерская общего назначения (МОН) используется для ремонта и технического обслуживания комбайнов, тракторов, водополивной техники и сложных сельскохозяйственных машин (по заявкам совхозов и колхозов), а также для выполнения единичных заказов (механические, сварочные и прочие виды работ) сельскохозяйственных предприятий. Мастерская включает в себя участок по восстановлению изношенных деталей. Объём производимых мастерской работ имеет прямую зависимость от структуры ремонтно-обслуживающей базы района, а также утверждённого на местах распределения ремонтных работ между ремонтно-техническими предприятиями и мастерскими хозяйств.

Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) предназначается для текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей, которые эксплуатируются в совхозах, колхозах и прочих сельскохозяйственных организациях административного района. Выполнение работ происходит на основании заключённых с хозяйствами договоров. Проведение текущего ремонта автомобилей осуществляется с применением агрегатов, прошедших капитальный ремонт в условиях специализированных предприятий.

Станция технического обслуживания тракторов (СТОТ) служит для текущего ремонта и технического обслуживания энергонасыщенных тракторов (Т-150К, К-700) на основании заключённых с совхозами и колхозами договоров.

Станция технического обслуживания оборудования животноводческих комплексов и ферм (СТОЖ) используется не только для технического обслуживания, но и для ремонта оборудования животноводческих комплексов и ферм. Данные станции, как правило, имеются в каждом сельском административном районе.

Цехи по ремонту комбайнов и прочих сложных машин (ЦРК) являются частью ремонтно-технических предприятий и предназначаются для ремонта специализированных и зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных и прочих сложных машин совхозов и колхозов (в пределах районного агропромышленного объединения).

Технические обменные пункты (ТОП) используются для обеспечения совхозов и колхозов обменными агрегатами, необходимыми для ремонта комбайнов, автомобилей и тракторов. Они являются посредниками между совхозами и колхозами (с одной стороны) и специализированными ремонтными предприятиями (с другой), при передаче полнокомплектных машин и агрегатов в капитальный ремонт и возвращения их из ремонта. В основе технического обменного пункта лежит складское помещение, в котором хранятся составные части машин.

Ремонтные предприятия агропромышленных комитетов (областные, краевые, республиканские) составляют ремонтные, а также ремонтно-механические заводы, специализированные цехи и мастерские.

Предприятия такого уровня (с большой программой ремонта) осуществляют капитальный ремонт комбайнов, автомобилей и тракторов, а также их составных частей.

8*

Яндекс.Метрика