Структурная схема. Ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса представляет собой совокупность обслуживающих предприятий и подразделений, которые обеспечивают техническое обслуживание, ремонт, а также хранение сельскохозяйственной техники для её поддержания в работоспособном состоянии.
Особенности ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса:
1) – охват ремонтом и техническим обслуживанием рассредоточенного по территории большого разномарочного машинного парка, оборудования и механизмов;
2) – неравномерная загрузка в течение года;
3) – различная трудоёмкость ремонтно-обслуживающих работ для машин одного типа;
4) – различные эксплуатационные и природно-климатические условия.
Данные особенности являются предопределяющими в структуре ремонтно-обслуживающей базы и назначении каждого подразделения либо предприятия.
Три уровня развития ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса:
1) – ремонтно-обслуживающие подразделения совхозов, колхозов и прочих смежных организаций, которые эксплуатируют сельскохозяйственную технику;
2) – РТП (ремонтно-технические предприятия) районных агротехнических объединений (АОП);
3) – ремонтные предприятия областных, краевых, а также республиканских агропромышленных комитетов.
Ремонтно-обслуживающая база совхоза, колхоза состоит из ремонтно-обслуживающих стационарных подразделений на центральной усадьбе; на отделениях, в бригадах и фермах; передвижных средств ремонта и технического обслуживания.
Ремонтная база центральной усадьбы подразделяется на четыре сектора по технологическому признаку:
1) – сектор ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники, состоящий из ЦРМ (центральной ремонтной мастерской), открытых навесов и площадок для регулировки и ремонта сельскохозяйственных машин; материально-технического склада; площадки либо помещения для очистки машин;
2) – машинный двор либо сектор длительного хранения машин. В его состав входят закрытые помещения, а также площадки для хранения машин, их составных частей, оборудования; площадки либо помещения для сборки вновь поступивших и разборки списанных машин; склады для хранения агрегатов и деталей обменного фонда, а также снятых с машин для сезонного хранения;
3) – сектор хранения и отпуска нефтепродуктов, состоящий из ёмкостей для хранения нефтепродуктов и постов для заправки машин;
4) – сектор технического обслуживания автомобилей и межсменной стоянки машин (отапливаемые гаражи и открытые площадки).
Ремонтно-обслуживающая база совхоза и колхоза может быть выполнена по одному из трёх типов:
1) – тип А. Каждое отделение, ферма, бригада имеет пункт технического обслуживания и открытую площадку, на которой размещается сельскохозяйственная техника. Центральная усадьба хозяйства включает в себя ЦРМ (центральную ремонтную мастерскую), автогараж, машинный двор, склад для хранения ремонтных материалов и запасных частей, нефтесклад, а также административно-бытовые сооружения.
2) – тип Б. Помимо ЦРМ, нефтесклада и автогаража на центральной усадьбе размещён хозяйственный центр одного из отделений, тогда как остальные отделения оборудованы собственными пунктами технического обслуживания.
3) – тип В. На центральной усадьбе находятся все ремонтно-обслуживающие подразделения. Хранение всей техники осуществляется также на центральной усадьбе.
ЦРМ или центральные ремонтные мастерские предназначаются для проведения плановых и неплановых ремонтов комбайнов, тракторов, автомобилей и прочих сложных машин с применением агрегатов обменного фонда, а также для осуществления высокономерного обслуживания комбайнов, тракторов, мелиоративной и землеройной техники, энергетического и прочего оборудования.
Типовые проекты ЦРМ колхозов и совхозов разрабатывались для хозяйств, где общее количество тракторов (колёсных, гусеничных, самоходных шасси) составляет 25/50/75/100/150/200 и имеется соответствующий парк сельскохозяйственных машин.
Табл. 1.Типовые проекты центральных ремонтных мастерских.
Показатели | Значения показателей для проектов | |||||
816-127 | 816-128 | 816-129 | 816-130 | 816-131 | 816-132 | |
Парк тракторов хозяйства | 25 | 50 | 75 | 100 | 150 | 200 |
Производственная площадь (м2) | 528,6 | 746,4 | 950,8 | 1035,1 | 1196,6 | 1326,7 |
Сметная стоимость (тыс. руб.) | 118 | 150 | 179 | 214 | 232 | 243 |
Число производственных рабочих | 14 | 19 | 28 | 36 | 47 | 59 |
Автогараж состоит из отапливаемого помещения, разделённого на участки диагностирования автомобилей, технического обслуживания, а также текущего ремонта.
Нефтесклад предназначен для приёма, хранения и отпуска бензина, дизельного топлива, керосина, смазочных материалов и прочих нефтепродуктов.
Машинный двор используется хранения техники в межсезонье, а также для обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин.
Склад предназначается для приёма, хранения и выдачи материалов и запасных частей, агрегатов обменного фонда.
Ремонтно-обслуживающие подразделения ферм, бригад, отделений включают в себя:
1) – мастерские со складом (для хранения снимаемых деталей и агрегатов) и пунктом технического контроля;
2) – пост заправки нефтепродуктами;
3) – отапливаемый гараж для стоянки тракторов и автомобилей, которые эксплуатируются в холодное время года;
4) – площадки для длительного хранения, наружной очистки машин, стоянки автомобилей и тракторов в межсезонье, регулировки рабочих органов сельскохозяйственных машин;
5) – служебно-бытовые сооружения.
Мастерская отделения вместе с пунктом технического обслуживания функционируют в кооперации с ЦРМ, где осуществляется выполнение (по заказам) наиболее сложных и точных слесарных, станочных, сварочных и кузнечных операций.
Пункт технического обслуживания машинно-тракторного парка (ПТО МТП) возводится по типовым проектам (на 10/20/30/40 обслуживаемых тракторов и на соответствующее количество сельскохозяйственных прицепных и навесных машин).
Передвижные средства ремонта и технического обслуживания. Проведение технического обслуживания и ремонта техники непосредственно на месте эксплуатации (на ферме, в поле) осуществляется посредством передвижных механизированных средств, принадлежащих совхозам и колхозам либо районным ремонтно-техническим предприятиям.
Ремонтно-технические предприятия (районного уровня) включают в себя следующие подразделения:
1) МОН – мастерская общего назначения;
2) СТОА – станция технического обслуживания автомобилей;
3) СТОТ – станция технического обслуживания тракторов;
4) СТОЖ – станция технического обслуживания животноводческих комплексов и ферм;
5) ЦРК – цех по ремонту комбайнов и прочих сложных машин;
6) СМ – специализированная мастерская;
7) ТОП – технический обменный пункт.
Мастерская общего назначения (МОН) используется для ремонта и технического обслуживания комбайнов, тракторов, водополивной техники и сложных сельскохозяйственных машин (по заявкам совхозов и колхозов), а также для выполнения единичных заказов (механические, сварочные и прочие виды работ) сельскохозяйственных предприятий. Мастерская включает в себя участок по восстановлению изношенных деталей. Объём производимых мастерской работ имеет прямую зависимость от структуры ремонтно-обслуживающей базы района, а также утверждённого на местах распределения ремонтных работ между ремонтно-техническими предприятиями и мастерскими хозяйств.
Станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) предназначается для текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей, которые эксплуатируются в совхозах, колхозах и прочих сельскохозяйственных организациях административного района. Выполнение работ происходит на основании заключённых с хозяйствами договоров. Проведение текущего ремонта автомобилей осуществляется с применением агрегатов, прошедших капитальный ремонт в условиях специализированных предприятий.
Станция технического обслуживания тракторов (СТОТ) служит для текущего ремонта и технического обслуживания энергонасыщенных тракторов (Т-150К, К-700) на основании заключённых с совхозами и колхозами договоров.
Станция технического обслуживания оборудования животноводческих комплексов и ферм (СТОЖ) используется не только для технического обслуживания, но и для ремонта оборудования животноводческих комплексов и ферм. Данные станции, как правило, имеются в каждом сельском административном районе.
Цехи по ремонту комбайнов и прочих сложных машин (ЦРК) являются частью ремонтно-технических предприятий и предназначаются для ремонта специализированных и зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных и прочих сложных машин совхозов и колхозов (в пределах районного агропромышленного объединения).
Технические обменные пункты (ТОП) используются для обеспечения совхозов и колхозов обменными агрегатами, необходимыми для ремонта комбайнов, автомобилей и тракторов. Они являются посредниками между совхозами и колхозами (с одной стороны) и специализированными ремонтными предприятиями (с другой), при передаче полнокомплектных машин и агрегатов в капитальный ремонт и возвращения их из ремонта. В основе технического обменного пункта лежит складское помещение, в котором хранятся составные части машин.
Ремонтные предприятия агропромышленных комитетов (областные, краевые, республиканские) составляют ремонтные, а также ремонтно-механические заводы, специализированные цехи и мастерские.
Предприятия такого уровня (с большой программой ремонта) осуществляют капитальный ремонт комбайнов, автомобилей и тракторов, а также их составных частей.