Топливные фильтры применяются для очистки подаваемого к насосу (посредством топливоподкачивающей помпы) топлива от механических примесей. На двигателе А-01М трактора Т-4А реализована трёхступенчатая очистка топлива: фильтр грубой очистки, бумажные фильтры тонкой очистки 2ТФ-3 и контрольный ТФ-3.
Фильтр грубой очистки топлива [рис. 1, А)] включает в себя корпус (4), прозрачный стакан (1), пробку (12) для слива отстоя, фильтрующий элемент (2), а также успокоитель (11). Для крепления стакана к корпусу (4) используются болты (5) с зажимным кольцом (3).
Рис. 1. Топливные фильтры двигателя А-01М трактора Т-4А.
А) – Фильтр грубой очистки топлива (отстойник);
Б) – Фильтр тонкой очистки топлива (2ТФ-3);
1) – Стакан;
2) – Сетка фильтра;
3) – Зажимное кольцо;
4) – Корпус фильтра;
5) – Болт крепления стакана;
6) – Болт-штуцер;
7) – Шайба отражателя;
8) – Резьбовая втулка;
9) – Прокладка;
10) – Отражатель;
11) – Успокоитель;
12) – Пробка для слива отстоя;
13) – Болт-штуцер для ввода топлива в фильтр;
14) – Трёхходовой кран узла промывки;
15) – Болт для выпуска воздуха из фильтра;
16) – Крышка корпусов фильтра;
17) – Фильтрующий элемент;
18) – Корпус фильтра;
19) – Болты для слива отстоя.
Прокладка (9) обеспечивает уплотнение между стаканом и корпусом. Уплотнитель (11) находится в нижней части стакана.
В состав фильтрующего элемента входит отражатель (10) и сетка (2) отражателя. Он крепится к корпусу (4) посредством резьбовой втулки (8).
Топливо поступает из бака через болт-штуцер (6) и равномерно распределяется через расположенные в шайбе отражателя (7) отверстия по объёму стакана. Попадающие с топливом вода и механические частицы оседают на дно стакана. Успокоитель (11) препятствует подъёму воды и механических частиц вверх, вследствие чего забор топлива подкачивающим насосом осуществляется из наиболее чистой зоны.
Фильтр тонкой очистки 2ТФ-3 [рис. 1, Б)] включает в себя фильтрующие элементы (17), размещённые в отдельных корпусах (17), которые объединены общей крышкой (17). Фильтрующие элементы функционируют параллельно.
В нижней части корпусов фильтрующих элементов предусмотрены болты (19) для периодического слива отстоя. В крышке фильтра 2ТФ-3 размещён узел промывки (14) или трёхходовой кран, который предназначен для удаления с поверхности фильтрующих элементов накопившихся осадков.
Болт (15), находящийся в крышке фильтров, используется для выпуска воздуха.
Топливо подаётся в фильтр 2ТФ-3 под давлением через болт-штуцер (13) в пространство между корпусами фильтрующих элементов и элементами. После прохода сквозь элемент топливо направляется в полость крышки и через отводной болт-штуцер идёт по трубопроводу к фильтру ТФ-3. При этом происходит осаждение всех примесей на наружной поверхности шторы фильтрующего элемента. Фильтр тонкой либо контрольной очистки топлива ТФ-3 двигателя А-01М трактора Т-4А [рис. 2] включает в себя только один фильтрующий элемент.
Рис. 2. Фильтр тонкой (контрольной) очистки топлива ТФ-3 двигателя А-01М трактора Т-4А.
1) – Сливной болт;
2) – Пружина;
3) – Прокладка;
4) – Жестяная крышка;
5) – Фильтрующая штора;
6) – Картонная обечайка;
7) – Жестяная крышка;
8) – Прокладка;
9) – Прокладка;
10) – Стяжная шпилька.