Величина бокового зазора в зацеплении шестерён (11) и (50) [рис. 1] должна составлять 0,1-0,5 мм.
Рис. 1. Передний ведущий мост трактора МТЗ-102.
1) – Крышка редуктора;
2) – Фланец диска колеса;
3) – Регулировочные кольца;
4), 13), 31), 38) – Радиально-упорные роликовые подшипники;
5) – Защитный кожух;
6), 9), 21), 40) – Регулировочные прокладки;
7) – Диск колеса;
8) – Шина;
10), 16) – Крышки;
11) – Полуось;
12) – Труба шкворня;
14), 23), 36) – Гайки;
15), 22), 48) – Манжета;
17) – Червяк;
18) – Корпус верхней конической пары;
19) – Крышка переднего моста;
20) – Полуосевая шестерня;
24) – Ведомая шестерня;
25) – Регулировочная шайба;
26), 30) – Корпус и крышка дифференциала;
27), 35) – Фрикционные диски;
28) – Ось сателлитов;
29) – Сателлит;
32) – Сапун;
33) – Корпус переднего моста;
34) – Чашка;
37) – Фланец карданного вала;
39) – Стакан ведущей шестерни;
41) – Ведущая шестерня;
42) – Сливная пробка корпуса переднего моста;
43) – Контрольно-заливная пробка переднего моста;
44) – Стопорная планка;
45) – Ось качания;
46) – Клин;
47) – Корпус уплотнения;
49) – Кольцо;
50) – Вертикальный вал;
51) – Гильза шкворня;
52), 54) – Штифты;
53) – Шплинт;
55) – Пружина;
56) – Радиальный роликовый подшипник;
57) – Стакан;
58) – Упорный шарикоподшипник;
59) – Ведомая шестерня;
60) – Корпус колёсного редуктора;
61) – Конусная разрезная втулка;
62) – Сливная пробка редуктора;
63) – Ведущая шестерня;
64) – Подшипник.
Пятно контакта (прилегание зубьев) должно составлять не менее 50% поверхности с расположением отпечатка в средней части зуба. Регулировка зацепления производится при помощи разрезных прокладок (9), которые устанавливаются меду фланцами трубы (12) и корпусом (18) верхней конической пары. Толщина диаметрально расположенных прокладок должна быть одинакова.
Контроль величины бокового зазора производится в следующем порядке:
— Предварительно слив масло, снять крышку (10);
— Застопорить одну из шестерён;
— Удалить смазку в два приёма:
1) — вставить шприц через отверстие под заливную пробку и откачать часть масла;
2) – Для полного удаления масла расположить шприц в отверстии вертикального вала (50).
До начала выполнения регулировки зацепления шестерён необходимо проверить величину зазора в подшипниках полуоси (11) и вертикального вала. Величина осевого свободного хода в подшипниках должна находиться в диапазоне 0-0,05 мм. Превышение указанных значений устраняется путём подшлифовки торца одного из регулировочных колец, которые расположены между внутренними кольцами подшипников (13). По завершении регулировки надлежит затянуть гайку (14) и надёжно раскернить поясок гайки в пазы вала.