Конечная передача (колёсный редуктор) планетарного типа трактора Т-150К представлена на [рис. 1]. Она смонтирована на стальном кованом валу-ступице (15), прикреплённом восемью болтами (16) к фланцу картера моста. От проворачивания вал-ступица удерживается парой штифтов (18), запрессованных в отверстия ступицы и фланца. Между фланцами ступицы (15) и моста зажат тормозной щит (13).
Рис. 1. Конечная передача планетарного типа трактора Т-150К.
1) – Солнечная шестерня;
2) – Уплотнительная прокладка;
3) – Водило;
4) – Уплотнительная прокладка;
5) – Эпициклическая шестерня;
6) – Корпус редуктора;
7) – Пружинное кольцо;
8) – Диск колеса;
9) – Уплотнительная прокладка;
10) – Гайка;
11) – Конический роликоподшипник;
12) – Картер редуктора;
13) – Тормозной щит;
14) – Конический роликоподшипник;
15) – Вал-ступица;
16) – Болт;
17) – Полуось;
18) – Штифт;
19) – Штифт;
20) – Гайка;
21) – Стопорная шайба;
22) – Гайка;
23) – Тормозной барабан;
24) – Ступица;
25) – Гайка;
26) – Планка;
27) – Шпилька;
28) – Ролик;
29) – Ось сателлита;
30) – Шестерня-сателлит;
31) – Коническая сливная пробка;
32) – Шайба;
33) – Шайба;
34) – Фасонная пластина;
35) – Крышка;
36) – Контрольная пробка.
37) – Гайка.
Ведущая шестерня планетарного редуктора – солнечная шестерня (1); ведомая часть, связанная с колесом трактора, – водило (3) с тремя сателлитами (30); заторможенная неподвижная шестерня, воспринимающая реактивный момент, — это эпициклическая шестерня (5).
Солнечная шестерня (1) установлена на шлицах полуоси (17) с упором в бурт и закреплена гайкой (37), застопоренной отгибной пластиной. Полуось (17) в сборе с солнечной шестернёй (1) не имеет подшипников, а установлена свободно. Её положение определяется зубьями трёх сателлитов (30), находящихся в зацеплении с солнечной шестернёй.
Опорой планетарного редуктора является водило (3) с сателлитами, установленными в его пазах. Сателлиты вращаются на осях (29), запрессованных в гнёздах, расточенных в водиле. Подшипники сателлита – цилиндрические ролики (28), расположенные в два ряда и разделённые шайбой (32). Одна беговая дорожка роликов – шлифованная поверхность оси (29), а другая – шлифованная поверхность сателлита. От осевого перемещения ролики удерживаются шайбой (33).
Оси сателлитов удерживаются в гнёздах планками (26) и фасонными пластинами (34), которые также ограничивают поперечное перемещение полуоси (17) вместе с солнечной шестернёй.
Водило (3) прикреплено к корпусу (6) редуктора (21) шпилькой с гайками и пружинными шайбами. На фланце водила установлена пара сливных пробок (31).
К фланцу водила крепится штампованная крышка (35) с контрольной пробкой (36).
Корпус (6) сцентрирован и прикреплён шпильками (27) к картеру (12), вращающемуся на двух конических роликоподшипниках (11) и (14), опорой которых является вал-ступица (15). Шпильками (27) к корпусу также прикреплены тормозной барабан (23) и диск (8) ведущего колеса. Корпус (6) и картер (12) редуктора стягиваются гайками (10), которые затем закерниваются во избежание отворачивания.
Тормозной барабан и диск колеса притягиваются к фланцу корпуса (6) гайками (25).
Таким образом, на подшипниках (11) и (14) вращается ведомый механизм, который состоит из водила с сателлитами, корпуса, картера, тормозного барабана и ведущего колеса. Ступица (24) может перемещаться по шлицам в пределах, требуемых для регулировки конических роликоподшипников. Гайка (20) и контргайка (22) предназначены для регулировки подшипников и удержания ступицы (24) в осевом направлении. Между гайкой и контргайкой установлена шлифованная шайба.