Работоспособность агрегатов трансмиссии зависит от технического состояния зубьев шестерён, валов, подшипников, вилок включения передач и корпусов механизмов. В результате воздействия абразивных частиц, которые попадают внутрь корпусов сквозь неисправные уплотнительные устройства, происходит ускоренный износ деталей.
Обобщённым диагностическим параметром трансмиссии является суммарный угловой зазор, увеличивающийся по мере изнашивания шестерён, шлицевых соединений и подшипников. При проведении ТО-3 диагностирование трансмиссии следует начать с измерения суммарного углового зазора при помощи угломера КИ-13909. Данный угломер с магнитным основанием следует установить на торец полуоси ведущего колеса, а колесо поднять до отрыва от основания и прокрутить его на каждой передаче. Значения зазоров должны соответствовать предъявляемым техническим требованиям, представленным в табл. 14.
Марка трактора | Суммарный угловой зазор (градусов) | ||
Д1 | Д2 | Д3 | |
ДТ-75М | 6,1 | 5,3 | 4,0 |
Т-4А | 2,6 | 2,2 | 1,6 |
МТЗ-80, МТЗ-50Л | 5,0 | 4,2 | 3,0 |
Т-40М | 3,4 | 2,7 | 1,6 |
Превышение допускаемых значений указывает на необходимость более углублённой проверки для определения неисправности агрегата.
Механизм переключения. Шумное либо затруднённое переключение передач, а также их самовыключение имеют место при изнашивании деталей механизма блокировки и неисправностях сцепления. В механизме блокировки износу подвержены поверхности щёк вилок переключения, их-за чего шестерни включаются не полностью. Во время проведения техобслуживания после регулировки муфты сцепления следует регулировать механизм блокировки. С этой целью необходимо отсоединить блокировочную тягу механизма, установить блокировочный валик таким образом, чтобы включались передачи. Затем, регулируя длину тяги, нужно соединить её с механизмом блокировки и механизмом управления муфтой.
Коробка передач. В коробках передач с шестернями непостоянного зацепления износу подвергаются торцы зубьев переключаемых шестерён. Относительный износ зубьев по длине определяется при помощи прибора КИ-5454 непосредственно на тракторе. Признаки данного дефекта – шум шестерён, затруднённое переключение передач, остающиеся после регулировки сцепления и механизма блокировки. В данном случае потребуется вскрыть коробку передач и провести осмотр состояния шестерён.
Главная передача. В главной передаче тракторов и автомобилей из-за износа деталей происходит увеличение зазоров в зацеплении конических шестерён и в конических подшипниках. При проведении ТО-3 проверяется осевой зазор в подшипниках ведущих шестерён при помощи приспособления КИ-4850. Он представляет собой индикаторный штатив, закрепляемый на раме трактора либо на корпусе агрегата электромагнитом [рис. 16].
Рис. 16. Приспособление КИ-4850 для проверки зазоров в подшипниках.
1) – Шток;
2) – Индикатор;
3) – Штатив;
4) – Стойка;
5) – Электромагнит.
Для проведения проверки осевого зазора нужно отсоединить карданный вал от фланца ведущей шестерни, затем установить приспособление КИ-4850 и поместить наконечник индикатора ИЧ-10 в торец хвостовика ведущего вала. Далее, передвигая ведущий вал ломиком в осевом направлении, надо измерить зазор в подшипниках. Допустимый зазор для тракторов Т-150К, МТЗ-82 (передний ведущий мост) составляет до 0,3 мм (в случае превышения требуется регулировка конических подшипников). Осевой зазор до 0,5 мм допускается для тракторов К-700А, К-700, К-701 (в случае превышения требуется замена конического двухрядного подшипника).
Проверка осевого зазора в подшипниках дифференциала осуществляется при снятой ведущей шестерне главной передачи в сборе со стаканом. Индикатор приспособления КИ-4850 нужно поместить в венец ведомой шестерни и передвигать корпус дифференциала при помощи ломика в осевом направлении. Конические подшипники дифференциала нужно регулировать при величине зазора более 0,3 мм, а шариковые подшипники для тракторов К-700А, К-700, К-701 подлежат замене при зазоре свыше 0,5 мм.
Конечные передачи. Для проведения проверки осевого зазора в подшипниках требуется поднять колесо трактора до отрыва от опорной поверхности, а затем ломиком перемещать его в осевом направлении. Осевое перемещение можно измерить при помощи приспособления КИ-4850. Величина его должна составлять до 0,3 мм (для тракторов типа К-700 – до 0,5 мм).