Система питания топливом тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702


* * *

Система питания топливом тракторов «Кировец» К- 700, К-700А, К-701, К-702 открытого типа с принудительной подачей топлива под давлением 1,3-1,5 кгс/см2 (130-150 кПа).

Схема системы питания топливом трактора К-701

Рис. 1. Схема системы питания топливом трактора К-701.

1) – Топливопровод (обогреваемый);

2) – Котёл обогрева;

3) – Топливный бачок;

4) – Горелка;

5) – Нагнетатель;

6) – Фильтр грубой очистки топлива;

7) – Тройник;

8) – Левый ряд цилиндров;

9) – Топливоподкачивающий насос;

10) – Фильтр тонкой очистки топлива;

11) – ТНВД (топливный насос высокого давления);

12) – Топливопровод высокого давления;

13) – Правый ряд цилиндров;

14) – Топливопровод низкого давления;

15) – Форсунка;

16) – Впускной коллектор;

17) – Воздухоочиститель;

18) – Выпускная труба;

19) – Топливный бак;

20) – Топливоизмерительный стержень;

21) – Ручной топливоподкачивающий насос;

22) – Пробка заливной горловины;

23) – Трёхходовой кран;

24) – Топливопровод, соединённый с атмосферой;

25) – Рукоятка управления подачей топлива;

26) – Рукоятка ручной подачи топлива;

27) – Рукоятка клапана аварийного останова;

28) – Рукоятка тросового останова;

29) – Кронштейн;

30) – Мостик рычагов;

31) – Педаль подачи топлива;

32) – Мостик рычагов;

33) – Мостик рычагов.

В состав системы питания топливом входят топливные баки (19) [рис. 1], фильтры грубой (6) и тонкой (10) очистки топлива, топливоподкачивающие насосы (9), топливный насос (11) высокого давления с всережимным регулятором частоты вращения, кран (23), дополнительный топливный бачок (3), комплект форсунок (15) и клапан аварийного останова двигателя.

Топливные баки. На тракторе К-700 устанавливается один топливный бак объёмом 450 л (мМ3), на остальных тракторах «Кировец» К-700А, К-701, К-702 – два бака с общим объёмом 640 л (мМ3). Объёма топлива, находящегося в баках, достаточно для непрерывной двухсменной работы при коэффициенте загрузки двигателя 0,9. На всех тракторах «Кировец» (кроме трактора К-700) смонтирован дополнительный топливный бачок объёмом 7 л (мМ3), предназначенный для питания горелки предпускового обогрева. Для обеспечения надёжной работы горелки и поступления топлива в систему предпускового обогрева дополнительный топливный бачок расположен над горелкой на расстоянии 1150 мм до неё. Заполнение дополнительного топливного бачка происходит за счёт отсечного топлива, которое поступает из топливного насоса высокого давления, а также топливных фильтров тонкой очистки. Отведение излишнего отсечного топлива происходит в левый топливный бак. Отсечное топливо форсунок отводится в правый топливный бак.

Топливный фильтры тонкой и грубой очистки на тракторах «Кировец» К-700А, К-700, К-702 – односекционные (на тракторе К-701 — двухсекционные). В состав фильтрующих элементов топливных фильтров грубой очистки входит перфорированный каркас с навитым ворсистым хлопковым шнуром, а в состав топливных фильтров тонкой очистки – перфорированный металлический каркас, на котором вместо ворсистого хлопкового шнура сформирована фильтрующая масса.

Топливоподкачивающие насосы. На передней стенке кабины тракторов «Кировец» К-700А, К-701, К-702 смонтированы: ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1К мембранного типа на двигателе ЯМЗ-238 НБ – один и на двигателе ЯМЗ-240Б – пара механических топливоподкачивающих насосов.

Схема работы механического топливоподкачивающего насоса

Рис. 2. Схема работы механического топливоподкачивающего насоса.

А) – Всасывание топлива;

Б) – Нагнетание топлива;

1) – Толкатель поршня;

2) – Шток толкателя;

3) – Корпус;

4) – Втулка штока;

5) – Поршень;

6) – Пружина;

7) – Нагнетательный клапан;

8) – Пробка;

9) – Пружина;

10) – Пробка;

11) – Поршень;

12) – Прокладка;

13) – Впускной клапан;

14) – Пружина;

15) – Пружина;

16) – Ролик толкателя;

17) – Ось ролика;

18) – Эксцентрик;

I) – Плоскость;

II) – Плоскость;

III) – Трубопровод;

IV) – Плоскость;

V) – Трубопровод.

Механический топливоподкачивающий насос укомплектован парой клапанов: впускным (13) [рис. 2] и нагнетательным (7). Ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1К оснащён тремя клапанами: впускным, нагнетательным, а также редукционным. Редукционный клапан срабатывает при давлении на выходе насоса 0,6-0,8 кгс/см2 (60-80 кПа).

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – рядный, блочный, золотникового типа.

Секция топливного насоса высокого давления трактора «Кировец»

Рис. 3. Секция топливного насоса высокого давления трактора «Кировец».

1) – Корпус;

2) – Крышка;

3) – Винт;

4) – Прокладка;

5) – Крышка;

6) – Тарелка пружины;

7) – Зубчатый венец;

8) – Винт;

9) – Винт;

10) – Шайба;

11) – Пробка;

12) – Ввёртыш;

13) – Маслозаливной патрубок;

14) – Маслоизмерительный стержень;

15) – Стяжной болт;

16) – Упор клапана;

17) – Шайба;

18) – Колпачковая гайка;

19) – Ниппель;

20) – Пружина;

21) – Гайка;

22) – Штуцер;

23) – Нагнетательный клапан;

24) – Прокладка;

25) – Седло клапана;

26) – Втулка плунжера;

27) – Плунжер;

28) – Рейка;

29) – Винт;

30) – Прокладка;

31) – Поворотная втулка;

32) – Пружина;

33) – Тарелка пружины;

34) – Болт толкателя;

35) – Контргайка;

36) – Толкатель;

37) – Ролик толкателя;

38) – Ось ролика;

39) – Кулачковый вал;

40) – Пробка;

41) – Подушка;

42) – Втулка.

В состав топливного насоса высокого давления трактора «Кировец» входит корпус (1) [рис. 3] с вертикально расположенными насосными секциями, кулачковый вал (39) и рейка (28). На носке кулачкового вала смонтирована автоматическая муфта опережения топлива, а на хвостовике – ведущая шестерня регулятора частоты вращения. В процессе вращения кулачкового вала топливного насоса плунжерам (27) насосных секций сообщается возвратно-поступательное движение, а при перемещении рейки плунжеры поворачиваются и их регулирующая винтовая кромка открывает отверстие подводящего топливного канала раньше либо позже, чем изменится объём подаваемого топлива. Осевой зазор кулачкового вала устанавливается посредством набора регулировочных прокладок в пределах от 0,01 до 0,07. Технические характеристики топливных насосов высокого давления двигателей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б приведены в таблице 1.

Таблица 1. Технические характеристики топливных насосов высокого давления ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б.

Показатели Насос двигателя
ЯМЗ-240Б ЯМЗ-238НБ
Тип насоса Золотниковый, блочный
Число секций (шт) 12 8
Диаметр плунжера (мм) 9 9
Ход плунжера (мм) 10 10
Направление вращения кулачкового вала (со стороны привода) Против часовой стрелки По часовой стрелке
Профиль кулачков Тангенциальный
Цикловая подача топлива при частоте вращения кулачкового вала 17,5 с-1 (1050 об/мин), мм3/цикл 92-94 108-110
Порядок работы секций 12-1-4-9-8-5-2-11-10-3-6-7 1-3-6-2-4-5-7-8
Порядок чередования начала подач секциями по углу поворота кулачкового вала (град) 0-22,5-60-82,5-120-142,5-180-202,5-240-262,5-300-322,5 0-45-90-135-180-225-270-315
Цикловая подача (пусковая, при частоте вращения кулачкового вала до 1,33 с-1 (80 об/мин)), мм3/цикл 220-240 220-240
Давление топлива во впускном канале головки насоса (при частоте вращения кулачкового вала 17,5 с-1 (1050 об/мин), кПа (кгс/см2)) 130-170(1,3-1,7) 130-150(1,3-1,5)
Масса насоса в комплекте с подкачивающим насосом, регулятором и муфтой опережения впрыска (кг) 40 29

Регулятор частоты вращения [рис. 4] всережимный, механический. В процессе пуска двигателя регулятор автоматически увеличивает подачу топлива, за счёт чего улучшаются пусковые качества двигателя. Во время работы двигателя регулятор изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки, тем самым поддерживая частоту вращения, которая задана положением привода подачи топлива.

Регулятор частоты вращения

Рис. 4. Регулятор частоты вращения.

1) – Резиновый сухарь;

2) – Ведущая шестерня;

3) – Валик державки грузов;

4) – Стакан;

5) – Державка грузов;

6) – Вал рычага;

7) – Рычаг пружины;

8) – Рейка топливного насоса высокого давления;

9) – Тяга;

10) – Пружина;

11) – Болт ограничения максимальной частоты вращения холостого хода;

12) – Рычаг управления регулятором;

13) – Болт ограничения минимальной частоты вращения холостого хода;

14) – Крышка;

15) – Ось;

16) – Двуплечий рычаг;

17) – Пружина;

18) – Винт двуплечего рычага;

19) – Регулировочный болт;

20) – Корпус боковой пружины;

21) – Пружина;

22) – Серьга;

23) – Пята;

24) – Силовой рычаг;

25) – Корректор регулятора (двигатель ЯМЗ-238НБ);

26) – Клин;

27) – Рычаг рейки;

28) – Скоба;

29) – Винт регулировки мощности;

30) – Пружина;

31) – Винт рычага клина;

32) – Кулиса;

33) – Рычаг клина;

34) – Муфта;

35) – Пробка сливного отверстия;

36) – Груз;

37) – Ось;

38) – Пружина;

39) – Корпус корректора;

40) – Шайба;

41) – Гайка;

42) – Винт кулисы.

Автоматическая муфта опережения впрыска представляет собой центробежный регулятор, который изменяет момент начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Форсунки [рис. 5] тракторов «Кировец» К-700А, К-700, К-701, К-702 закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой запорной иглой.

Форсунка тракторов «Кировец» К-700А, К-700, К-701, К-702

Рис. 5. Форсунка тракторов «Кировец» К-700А, К-700, К-701, К-702.

1) – Стакан;

2) – Уплотнительная шайба;

3) – Шарик;

4) – Штанга;

5) – Штифт;

6) – Втулка;

7) – Фильтр;

8) – Штуцер;

9) – Накидная гайка;

10) – Топливопровод высокого давления;

11) – Колпак;

12) – Топливопровод низкого давления;

13) – Регулировочный винт;

14) – Контргайка;

15) – Гайка пружины;

16) – Пружина;

17) – Уплотнительная шайба;

18) – Тарелка пружины;

19) – Корпус форсунки;

20) – Гайка распылителя;

21) – Штифт;

22) – Корпус распылителя;

23) – Игла распылителя;

А) – Плоскость;

Б) – Канал;

В) – Плоскость.

Кран. В системе питания топливом тракторов «Кировец» К-700А, К-701, К-702 (кроме тракторов К-700) применён трёхходовой кран с тремя положениями рукоятки:

1) – «баки перекрыты»;

2) – «открыт левый бак»;

3) – «открыт правый бак».

Клапан аварийного останова двигателя. На тракторах «Кировец» К-701 устанавливался клапан аварийного останова двигателя, который соединяет головку топливного насоса высокого давления с пневмосистемой при нажатии на рукоятку клапана, за счёт чего происходит остановка двигателя.

7*

Яндекс.Метрика