Система охлаждения двигателя А-41 является жидкостной, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
С целью предохранения системы охлаждения от повреждений, возникновение которых может произойти из-за изменения внутреннего давления, в ней смонтирован паровоздушный клапан, который автоматически ограничивает максимальное избыточное давление либо разряжение.
Рис. 1. Схема системы охлаждения двигателя А-41.
1) – Рубашка цилиндра пускового двигателя;
2) – Рубашка головки цилиндров;
3) – Водораспределительный канал;
4) – Водоотводящая труба;
5) – Датчик;
6) – Водяной насос;
7) – Вентилятор;
8) – Пробка;
9) – Пробка;
10) – Нижний бак;
11) – Сливной кран;
12) – Патрубок;
13) – Сливной кран.
Циркуляция ОЖ в системе осуществляется посредством водяного насоса (6) [рис. 1], засасывающего воду из нижнего бака (10) радиатора через патрубок (12) и подающего её в водораспределительный канал блока цилиндров. Через боковые отверстия в водораспределительном канале (3) вода подаётся одновременно ко всем цилиндрам. Вода из водяной рубашки блока поступает в водяную рубашку (2) головки цилиндров и далее по трём отверстиям в боковой стенке головки в водоотводящую трубку (4), по которой направляется в верхний бак радиатора.
Часть воды из блока цилиндров поступает по соединительному патрубку в рубашку (1) цилиндра пускового двигателя, а оттуда через его головку цилиндра в водоотводящую трубу (4).
Из системы охлаждения воду сливают посредством сливного крана (11) радиатора, а из нижней части рубашки блока цилиндров посредством крана (13).
Вентилятор (7) системы охлаждения служит для повышения теплоотдачи от радиатора. Регулировка интенсивности охлаждения воздухом водяного и масляного радиатора осуществляется за счёт установленной перед масляным радиатором парусиновой шторки.