Воздухоочиститель [рис. 1] двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К имеет две ступени очистки:
1) – блок циклонов;
2) – пара фильтрующих элементов (пластина из пористого полиуретана и кассета из проволочной гофрированной сетки).
В состав блока входит 46 пластмассовых циклонов (6), которые запрессованы в нижний и верхний поддоны, стянутые (между собой) посредством восьми шпилек (26).
Рис. 1. Воздухоочиститель двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Центральная труба;
2) – Фланец;
3) – Прокладка;
4) – Патрубок отсосный;
5) – Пылесборный бункер;
6) – Циклон;
7) – Кожух блока циклонов;
8) – Кольцо уплотнительное;
9) – Патрубок циклона;
10) – Рефлектор;
11) – Кольцо уплотнительное крышки;
12) – Кассета из путанки;
13) – Сетка защитная;
14) – Болт-барашек;
15) – Прокладка кассеты;
16) – Элемент фильтрующий (полиуретан);
17) – Крышка;
18) – Гайка;
19) – Шайба;
20) – Кольцо уплотнительное;
21) – Гайка-барашек;
22) – Шайба;
23) – Сальник;
24) – Пружина;
25) – Сальник;
26) – Шпилька стяжная.
Блок циклонов центральной трубой (1), бункером (5) для сбора пыли и кожухом (7) образует неразборный узел. С целью уплотнения стыка центральной трубы и верхнего поддона установлен резиновый сальник (25), а для уплотнения кассеты (12) с трубой – сальник (23) из войлока. Между сальниками расположена распорная пружина (24), одновременно прижимающая рефлектор (10), предназначенный для защиты циклонов от стекающих с кассеты капель масла.
В крышке воздухоочистителя (17) располагаются кассета (12) и фильтроэлемент (16). Сначала в крышку укладывается фильтроэлемент (16), а потом кассета (12), закрепляемая гайкой (18). Уплотнение кассеты реализовано за счёт приклеенной к крышке резиновой прокладки (15). Крышка уплотнена (по окружности) с верхним поддоном блока циклонов посредством резинового кольца (11) и прижимается гайкой-барашком (21). Уплотнение полости чистого воздуха выполнено с помощью резинового уплотнительного кольца (20), установленного под шайбой (22). Сетка (13) крепится к крышке посредством пары гаек-барашков (14).
С помощью приваренного к центральной трубе фланца (2) воздухоочиститель крепится четырьмя болтами к кронштейну, одновременно являющемуся соединительным патрубком между турбокомпрессором и воздухоочистителем. Резиновая прокладка (3) установлена под фланец. В кронштейне предусмотрен отводной патрубок (к нему подсоединяется шланг) для подачи в компрессор очищенного воздуха.
Патрубок (4), расположенный на бункере, служит для удаления пыли, к нему крепится отсосная трубка эжекционной системы. Фигурное резиновое кольцо (8), установленное на кожухе воздухоочистителя, предназначено для уплотнения с капотом моторного отсека.
Воздухоочиститель двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К функционирует по следующему принципу:
1) – воздух проходит через сетку (13) и через отверстия с тангенциальным входом засасывается в циклоны, при этом воздух получает вращательное движение;
2) – находящиеся в воздухе частицы пыли отбрасываются к стенке циклона под воздействием центробежной силы и ссыпаются в бункер (5);
3) – по центральной трубке (9) воздух выходит из циклона и направляется через отверстия в рефлекторе (10) в кассету (12), где вторично очищается, а далее проходит через фильтроэлемент (16), в котором осуществляется окончательная очистка. Так происходит высокая степень очистки воздуха;
4) – по центральной трубе (1) очищенной воздух через кронштейн подаётся в турбокомпрессор.
Фильтрующий элемент (16) в виде пластины из пористого полиуретана начал устанавливаться с января 1975 г, а до этого воздухоочистители оснащались только кассетой (12) из проволочной сетки.
Техническое обслуживание воздухоочистителя двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К заключается в периодической очистке сетки (13) и проверке шланговых соединений на герметичность. В случае большой запылённости воздуха происходит залипание сетки, сокращение подачи воздуха, вследствие чего двигатель перегревается и дымит, а также снижается его мощность. При нарушении герметичности в соединениях начинается подсос неочищенного воздуха.
При ТО-2 осуществляется промывка фильтрующих элементов. Для этого необходимо отвернуть гайку-барашек (21), снять крышку (17), а потом отвернуть гайку (18), освободить кассету (12) и снять фильтроэлемент (16). Также нужно снять рефлектор. Кассета, рефлектор и полиуретановый фильтроэлемент промываются в дизельном топливе. По завершении промывки необходимо продуть кассету сжатым воздухом, а затем слегка смочить дизельным маслом, после чего хорошо встряхнуть от масляных капель. После промывки фильтроэлемент следует отжать, а рефлектор – протереть насухо.
В процессе сборки фильтроэлемент следует уложить на крышку таким образом, чтобы он не деформировался, а потом закрепить кассету, добившись её плотного прилегания к крышке. После установки рефлектора, а далее пружины (24) и сальника (23), который должен плотно обжимать центральную трубу, нужно закрепить крышку. При этом необходимо проверить присутствие уплотнительного кольца (20). Важной часть процесса сборки воздухоочистителя является обеспечение герметичности в местах уплотнений.
Производить разборку и промывку воздухоочистителя (с очисткой циклонов) следует через одно ТО-3, то есть через 1900-2000 мото/ч. В случае продолжительной эксплуатации трактора Т-150 и Т-150К в условиях запылённости воздуха возможно досрочное проведение полной промывки и очистки воздухоочистителя. Не рекомендуется проведение разборки блока циклонов. Прочистка циклонов производится посредством ерша, а также продувки сжатым воздухом.