Фильтр тонкой очистки топлива 2ТФ-3 [рис. 1] двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К – двухступенчатый. Первая ступень включает в себя пару фильтрующих элементов (12), которые установлены параллельно. Каждый элемент расположен в пластмассовом корпусе (11). Резиновые прокладки (10) и (18), поджимаемые пружиной (17), уплотняют элемент вверху и внизу. Трёхходовой кран (1), установленный в крышке фильтра (8), даёт возможность поочерёдного отключения секций для промывки. Штуцеры (14) и (19) используются для промывки элементов противопотоком топлива, а также для слива отстоя. На крышке имеется продувочный вентиль (3) для выпуска из системы воздуха и перепускной клапан (2) для слива из насоса избыточного топлива в бак. Вторая ступень представляет собой контрольный фильтрующий элемент, находящийся в чугунном корпусе-крышке (6).
Рис. 1. Фильтры тонкой очистки топлива 2ТФ-3 двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Трёхходовой кран;
2) – Перепускной клапан;
3) – Вентиль для выпуска воздуха;
4) – Гайка стяжной шпильки;
5) – Крышка фильтр-кронштейна;
6) – Корпус фильтр-кронштейна;
7) – Гайка стяжной шпильки;
8) – Крышка фильтра 2ТФ-3;
9) – Прокладка;
10) – Уплотнение фильтроэлемента;
11) – Корпус;
12) – Фильтрующий элемент;
13) – Болт стяжной;
14) – Штуцер для промывки;
15) – Гайка;
16) – Сливная трубка;
17) – Пружина;
18) – Уплотнение фильтроэлемента;
19) – Штуцер для промывки.
Техническое обслуживание фильтра 2ТФ-3 заключается в периодическом промывании и замене фильтрующих элементов. При ТО-2 производится промывание первой ступени согласно представленной последовательности:
1) – Установка максимальных оборотов холостого хода двигателя и поворот трёхходового крана (1) против часовой стрелки в позицию «Промывка правой секции»;
2) – Отвёртывание штуцера (14) на правой секции на несколько оборотов, с придерживанием болта (13) ключом от поворота. Слив отстоя топлива будет происходить через сливную трубку (16). Промывка осуществляется до появления струи чистого топлива, далее штуцер (14) завёртывается;
3) – Поворот трёхходового крана в позицию «Промывка левой секции» и её промывание в аналогичной промыванию правой секции последовательности, путём отворота штуцера (19);
4) – По завершении промывки левой секции трёхходовой кран устанавливается в позицию «Работа».
Смена всех фильтрующих элементов осуществляется при ТО-3, а также при СТО (сезонном ТО), если они отработали больше половины установленного срока либо при преждевременной потере пропускной способности из-за использования низкокачественного топлива. Последнее ведёт к резкому уменьшению мощности двигателя, а также перебоям в его работе.
Алгоритм разборки фильтра 2ТФ-3 для замены элементов:
1) – Отвёртывание стяжного болта (13) и снятие пластмассового корпуса (11) вместе с фильтрующим элементом (12);
2) – Промывка корпуса и установка нового фильтра. При установке нового фильтрующего элемента необходимо проконтролировать наличие уплотнительных прокладок (10) и (18).
В процессе установки корпуса следует проверить укладку прокладки (9) в канавке крышки (8). Запрещено осуществлять снятие корпуса фильтра путём свинчивания стяжной гайки (7). Она имеет две резьбы с различным направлением, вследствие чего при её свинчивании происходит обрыв резьбы на шпильке.
Чтобы произвести замену контрольного элемента требуется снять крышку (5), отвинтив гайку (4). Отвернув сливную пробку в нижней части корпуса-кронштейна, промыть корпус.