Смазка всех деталей и механизмов двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К должна осуществляться с применением только рекомендованных сортов масел.
Уровень масла в картере проверяется не ранее чем через 5 минут после остановки двигателя. Уровень масла должен совпадать с верхней меткой на маслоизмерителе. Запрещена работа двигателя, если уровень масла ниже нижней метки. Срок замены масла в двигателе – через 240 мото/ч, а заменителей – через 120 мото/ч. В процессе замены необходимо в обязательном порядке производить очистку фильтра-центрифуги и промывку фильтра турбокомпрессора.
При прогретом (температура ОЖ не менее 80 град. Цельсия) двигателе давление масла в системе должно составлять порядка 3-4 кгс/см2. Давление масла при минимальном количестве оборотов холостого хода должно быть не менее 1,5 кгс/см2. В случае если давление масла ниже указанного, необходимо выяснить причину путём проверки уровня масла в картере, исправность манометра (посредством установки контрольного), промыть фильтр турбокомпрессора и центрифугу, проверить регулировку сливного клапана. Присутствие бронзовых и алюминиевых частиц в отложениях фильтров – явный признак износа подшипников. При отсутствии отклонений нужно снять поддон и проконтролировать состояние маслонасоса и маслозаборника, а также коренных и шатунных подшипников.
Периодическая проверка требуется креплению маслопроводов, штуцеров и обратного клапана [рис. 1]. Недопустимо наличие течей в местах соединения маслопроводов и деталей системы. В случае, когда после запуска пускового двигателя давление в масляной магистрали отсутствует, следует проверить состояние обратного клапана путём его выворачивания и прочистки перепускных отверстий (20) и (21) в канавке корпуса блока и в блоке.
Рис. 1. Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Шестерня промежуточная пускового двигателя;
2) – Картер маховика;
3) – Блок шестерён привода редуктора;
4) – Шестерня редуктора;
5) – Редуктор;
6) – Шестерня привода насоса;
7) – Сливная пробка;
8) – Насос предпусковой прокачки;
9) – Трубка подачи масла;
10) – Трубка забора масла;
11) – Пробка контрольного отверстия;
12) – Пробка заливного отверстия;
13) – Накидная гайка;
14) – Корпус обратного клапана;
15) – Прокладка;
16) – Плунжер клапана;
17) – Пружина;
18) – Стопорное кольцо;
19) – Регулировочный упор пружины;
20) – Отверстие для удаления воздуха из клапана;
21) – Отверстие для удаления воздуха из клапана.
Рекомендуется через каждые 1920-2000 мото/ч снимать поддон блок-картера с целью его очистки от грязи, а также промывки дизельным топливом сетки маслозаборника и поддона. Проверить и, в случае необходимости, произвести подтяжку креплений масляного насоса, предохранительного и редукционного клапанов, маслозаборника, трубки маслоподачи, герметичность её соединения в месте крепления к блоку.
Центрифуга системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Очистка ротора от отложений осуществляется при ТО-2, а в случае применения масла-заменителя – через 120 мото/ч. Процесс разборки центрифуги: отвинтить гайку (6) [рис. 2] и снять колпак (5). Далее отвинтить гайку (7), которая ограничивает осевой подъём ротора, затем снять упорную шайбу (8) и ротор с оси (10). Чтобы произвести разборку ротора, его необходимо установить в тиски таким образом, чтобы бобышки с форсунками находились между губками тисков, и, не зажимая губок, отвинтить гайку (9) и снять крышку (11) с остова ротора (16). Очистить остов и крышку ротора от отложений, после чего промыть в керосине либо дизельном топливе. Прочистить медной проволокой отверстия в форсунках (2).
Рис. 2. Центрифуга системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Перепускной клапан;
2) – Форсунка;
3) – Кольцо стопорное;
4) – Насадок;
5) – Колпак;
6) – Гайка специальная;
7) – Гайка;
8) – Шайба упорная;
9) – Гайка ротора;
10) – Ось ротора;
11) – Крышка ротора;
12) – Сетка маслоотражателя;
13) – Маслоотражатель;
14) – Кольцо уплотнительное;
15) – Прокладка паронитовая;
16) – Остов трактора;
17) – Корпус;
18) – Маслоотводящая трубка.
Сборка ротора производится в обратном порядке. Перед сборкой нужно проверить состояние уплотнительного кольца (14), его укладку в канавке и произвести смазку консистентной смазкой (ЦИАТИМ-201 либо смазка №158). Повреждённое (с разрывом) уплотнительное кольцо подлежит замене. Для предотвращения нарушения балансировки ротора следует при установке крышки в обязательном порядке совмещать метки (в виде рисок) на остове и крышке. Гайка ротора (9) должна затягиваться с небольшим усилием.
Шейки оси (10) и подшипники ротора требуется очистить. Далее нужно установить ротор на ось, затем поставить шайбу (8) и прижать её гайкой (9). Вращение ротора проверяется рукой (должно быть лёгким, а остановка плавной). Для обеспечения герметичности, перед установкой колпака следует проверить состояние прокладки (15). На ней должны отсутствовать разрывы. Укладка в канавку должна быть равномерной. Гайку (6) крепления колпака не следует перетягивать.
После сборки центрифуги её работа проверяется на двигателе по времени выбега (вращения) ротора. Ротор после остановки прогретого дизеля должен вращаться не менее 40 с. Более ранняя остановка ротора является следствием его чрезмерной затяжки либо установки с перекосом. Необходимо разобрать центрифугу и устранить причину неполадки.
Сливной клапан системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Сливной клапан [рис. 3], установленный на блок-картере (с правой стороны), предназначен для слива излишнего масла, а также его перепуска в случае резкого повышения давления в системе в процессе запуска (из-за повышенной вязкости масла в зимний период). Клапан отрегулирован на давление 3,5-4 кгс/см2. Его регулировка осуществляется на специальном стенде путём затяжки пружины (5) регулировочным винтом (3).
Рис. 3. Сливной клапан системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Гайка клапана;
2) – Шайба контровочная;
3) – Регулировочный винт;
4) – Корпус;
5) – Пружина;
6) – Клапан.
Если в процессе пуска двигателя наблюдается выход стрелки манометра за пределы шкалы, то это означает, что сливной клапан не срабатывает. В данном случае требуется его снятие и разборка с целью промывки. Отогнув шайбу (2), нужно отвернуть колпачковую гайку (1). Для сохранения регулировки клапана необходимо замерить длину выступания регулировочного винта (3) из корпуса (4), после чего его можно вывернуть, вынуть пружину (5) и клапан (6). Их нужно очистить от смолистых отложений и промыть в дизельном топливе. Прочистить, а после продуть сжатым воздухом расположенные в корпусе клапана каналы. В процессе сборки регулировочный винт (3) нужно завернуть так, чтобы длина его выступания из корпуса (4) была какой же, как и перед разборкой. Данное положение винта стопорится посредством контровочной шайбы (2), один ус которой следует отогнуть на грань гайки (1), а второй – на корпус (4).
Масляный фильтр турбокомпрессора двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К. Сильное загрязнение фильтрующего элемента (5) [рис. 4] может быть причиной значительного снижения давления в системе смазки, при этом происходит уменьшение поступления масла к турбокомпрессору.
Рис. 4. Масляный фильтр турбокомпрессора двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Пружина;
2) – Уплотнительное кольцо;
3) – Колпак;
4) – Стержень;
5) – Фильтрующий элемент;
6) – Перепускной клапан;
7) – Корпус фильтра;
8) – Гайка крепления колпака;
9) – Прокладка;
10) – Уплотнительное кольцо.
Порядок промывки масляного фильтра турбокомпрессора (производится при ТО-2):
1) – очистка фильтра от пыли;
2) – отвёртывание гайки (8) и снятие колпака (3) вместе с фильтрующим элементом (5);
3) – снятие фильтрующего элемента со стержня (4) и промывка в дизельном топливе (сетка должна полностью очиститься от осадков). Запрещается очистка сетки металлической щёткой, из-за возможности её разрыва;
4) – промывка колпака;
5) – в процессе сборки уплотнительные кольца (2) и (10) следует аккуратно уложить, а также проконтролировать состояние прокладки (9) и пружины (1). Далее устанавливается колпак и затягивается гайка (8). После пуска двигателя необходимо проверить фильтр на предмет отсутствия течи масла через прокладку (9).