Полнопоточный центробежный маслоочиститель, входящий в состав смазочной системы, устанавливается на дизеле трактора ДТ-175С «Волгарь» для очистки масла [рис. 1].
Рис. 1. Центробежный маслоочиститель трактора ДТ-175С «Волгарь».
1) – Корпус;
2) – Маслоотводящая трубка;
3) – Форсунка;
4) – Остов ротора;
5) – Маслоотражатель;
6) – Крышка ротора;
7) – Колпак;
8) – Упорная шайба;
9) – Гайка колпака;
10) – Гайка;
11) – Гайка ротора;
12) – Ось ротора;
13) – Насадок;
14) – Прокладка колпака;
15) – Уплотнительное кольцо;
16) – Канал в корпусе центробежного маслоочистителя;
17) – Шариковый клапан;
18) – Пружина;
19) – Предохранительный клапан;
20) – Упор;
21) – Канал в корпусе центробежного маслоочистителя;
22) – Пружина;
23) – Шток;
24) – Пробка клапана.
На оси ротора смонтирован и зафиксирован гайкой (10) ротор центробежного маслоочистителя.
Ротор приводится во вращение в результате воздействия реактивных сил, которые возникают при вытекании масла из форсунок (3).
Продукты старения и посторонние примеси, которые содержатся в масле, под воздействием центробежных сил отбрасываются к стенкам крышки ротора (6).
Предохранительный клапан (19), поддерживающий требуемое давление в смазочной системе, размещён в корпусе центробежного маслоочистителя.
Нагнетаемое масляным насосом масло по каналу (16) попадает в центробежный маслоочиститель, а из него (по каналу (21)) – в магистраль дизеля. При повышении давления на выходе из центробежного маслоочистителя до 0,45-0,57 МПа (4,5-5,7 кгс/см2), находящееся в полости упора (20) и в зазоре между упором и штоком (23) масло передаёт давление на предохранительный клапан. Предохранительный клапан перемещается, преодолевая сопротивление пружины (22), соединяя канал центробежного маслоочистителя (16) со сливным окном блок-картера. При этом часть подаваемого масляным насосом масла сливается в нижнюю крышку картера по каналу в блок-картере.
Чтобы уменьшить влияние гидравлического удара на детали маслоочистителя при пуске холодного дизеля внутри клапана (19) предусмотрен шариковый клапан (17), который открывается при разности давлений 0,6-0,7 МПа (6,0-7,0 кгс/см2), ускоряя открытие предохранительного клапана (19).
При снижении/повышении давления масла необходимо вывернуть пробку (24), затем вынуть из корпуса клапан (19) в сборе с упором (20) и пружиной (22). Следует промыть клапан в сборе и гнездо клапана в дизельном топливе и установить клапан на место. Нажимая на шток (23), убедиться в отсутствии заедания клапана и ввернуть пробку.