Диагностирование цилиндропоршневой группы выполняется при поступлении заявки от тракториста-машиниста, перед началом ремонта либо при проведении ТО-3. Основными косвенными признаками, указывающими на неисправность цилиндропоршневой группы, является повышенный прорыв газов в картер, а также расход масла на угар.
Техническое состояние деталей цилиндропоршневой группы оказывает влияние на герметичность камеры сгорания. Наиболее достоверная оценка герметичности камеры сгорания – разрежение в надпоршневом пространстве. Его измеряют при помощи вакуум-анализатора КИ-5315 [рис. 15].
Рис. 15. Вакуум-анализатор КИ-5315.
1) – Вакуумметр;
2) – Корпус;
3) – Наконечник.
Состав данного прибора: вакуумметр (1), корпус (2) с впускным и выпускным клапанами, наконечник (3).
При проведении проверки цилиндра прибор следует плотно прижать наконечником к отверстию для форсунки и прокрутить коленчатый вал пусковым устройством (допустимое разрежение в цилиндре должно составлять не менее 0,078 МПа).
В том случае, если значение разрежения ниже допустимого, то следует провести проверку количества газов, которые прорываются в картер при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Для этого применяется индикатор расхода газов КИ-4887-II либо КИ-13671 ГосНИТИ. Допускаемые значения расхода картерных газов представлены в [табл.11].
Табл. 11. Допускаемый расход картерных газов.
Марка дизельного двигателя | Расход газов (не более), л/мин при наработке | |||||
2000 моточасов | 4000 моточасов | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б | 207 | 184 | 136 | 226 | 209 | 175 |
ЯМЗ-238НБ | 147 | 131 | 102 | 158 | 148 | 120 |
А-01М, СМД-60 | 127 | 112 | 83 | 138 | 128 | 101 |
СМД-62 | 131 | 117 | 75 | 141 | 132 | 106 |
А-41, СМД-14 | 88 | 76 | 56 | 95 | 88 | 69 |
Д-240, Д-240Л | 79 | 68 | 50 | 86 | 79 | 62 |
Д-50, Д-50Л | 56 | 48 | 35 | 60 | 56 | 44 |
Д-65Н, Д-65М | 60 | 53 | 39 | 66 | 60 | 47 |
Д-21А1 | 41 | 36 | 26 | 45 | 41 | 32 |
В том случае, если расход картерных газов выше допустимых значений, необходима замена колец либо ЦПГ (цилиндропоршневой группы).
В зависимости от количества неисправных цилиндров, выявленных при проверке на вакуум-анализаторе, принимаются решения, представленные в [табл.12].
Табл. 12. Рекомендации по замене цилиндропоршневой группы.
Число цилиндров (общее) | Число неисправных цилиндров | Рекомендации |
4 | 1 | Замена колец и ЦПГ неисправного цилиндра |
2 и более | Замена ЦПГ дизельного двигателя | |
6 | до 2-х | Замена колец и ЦПГ неисправных цилиндров |
3 и более | Замена ЦПГ дизельного двигателя | |
8 | до 3-х | Замена колец и ЦПГ неисправных цилиндров |
4 и более | Замена ЦПГ дизельного двигателя | |
12 | до 4-х | Замена колец и ЦПГ неисправных цилиндров |
5 и более | Замена ЦПГ дизельного двигателя |
Для того чтобы заменить поршневые кольца в неисправных цилиндрах, нужно снять головку блока, а также поддон картера. При этом (наряду с обслуживанием ЦПШ) следует провести необходимые операции по обслуживанию других элементов:
1) – промыть сетку маслосборника и подтянуть его крепление;
2) – очистить нагар на головке цилиндров;
3) – притереть клапаны;
4) – заменить прокладку.
Данные операции, как правило, выполняются в плановом порядке либо по результатам заявочного диагностирования.