Диагностика кривошипно-шатунного механизма производится при поступлении соответствующей заявки от тракториста-машиниста, а также при проведении операций ТО-3 и перед началом ремонта. Снижение давления масла и наличие стуков указывают на износ соединений кривошипно-шатунного механизма (КШМ).
Стук в соединениях КШМ следует прослушивать автостетоскопом в зоне коренных и шатунных подшипников. При этом необходимо резко изменять частоту вращения коленчатого вала с минимальной до средней.
Стук поршневого пальца следует прослушивать в зоне движения поршня.
Наиболее точно оценивать зазоры в соединениях КШМ рекомендуется путём измерения суммарного зазора (сумма зазоров в шатунном подшипнике и в соединениях «поршневой палец — втулка верхней головки шатуна» и «поршневой палец — бобышки поршня»).
Во время проведения технического обслуживания и перед началом ремонта суммарный зазор рекомендовано измерять при помощи устройства КИ-13933М [рис. 14].
Рис. 14. Устройство КИ-13933М для определения суммарного зазора в шатунных подшипниках.
1) – Скоба;
2) – Сменный наконечник;
3) – Сменный наконечник;
4) – Струны;
5) – Винт;
6) – Корпус;
7) – Заслонка.
Данное устройство представляет собой корпус (6), на котором закрепляется индикатор часового типа ИЧ-10. Внизу корпус заканчивается фланцем, при помощи которого его устанавливают на шпильки крепления форсунок. В комплекте данного устройства имеются сменные наконечники, а также струны, которые предназначаются для двигателей разных марок. Для того чтобы измерить суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме, нужно наконечник устройства вставить в отверстие снятой форсунки и закрепить на шпильках. Наконечник и струна при этом выбираются соответственно марке проверяемого дизеля. Вращением специальной гайки можно перемещать струну.
Сначала следует прокрутить коленчатый вал при помощи пускового устройства. Одновременно с этим нужно опустить струну, вращая гайку до начала вибрации стрелки индикатора. Этот момент соответствует касанию струной днища поршня. Далее, установив нулевое деление шкалы индикатора против его стрелки, нужно отвести струну вверх на расстояние 0,8-0,9 мм, пустить дизель, довести частоту вращения холостого хода до максимального значения, а затем снова плавно опустить струну до начала вибрации стрелки. Отсчитать показания по шкале индикатора (они соответствуют суммарному зазору в КШМ). Допустимое значение зазоров в кривошипно-шатунном механизме представлено в [табл. 10].
Табл. 10. Допускаемые зазоры в кривошипно-шатунном механизме.
Марка дизельного двигателя | Суммарный зазор, не более, мм при наработке | |||||
2000 моточасов | 4000 моточасов | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ | 0,68 | 0,56 | 0,40 | 0,79 | 0,70 | 0,52 |
СМД-62, СМД-60, А-01М, А-41, СМД-14 | 0,65 | 0,54 | 0,38 | 0,76 | 0,67 | 0,50 |
Д-240, Д-240Д, Д-50, Д-50Л, Д-65Н, Д-65М, Д-144, Д-21 | 0,61 | 0,50 | 0,35 | 0,71 | 0,62 | 0,46 |
Способ измерения суммарного зазора при помощи устройства КИ-13933 состоит в том, что при большой частоте вращения «выбираются» зазоры в соединениях за счёт сил инерции перемещающихся деталей.
Для уменьшения трудоёмкости диагностирования достаточно определения суммарного зазора в шатунных подшипниках первого цилиндра для двигателей Д-240, СМД-14, Д-65, Д-21, а для двигателя Д-37Е – второго и четвёртого цилиндров.