Поддерживающие ролики трактора ДТ-75М предназначены для уменьшения провисания верхней ветви гусеничной цепи, а также для направления (при помощи ободьев) движущейся по ним гусеницы. Рама трактора ДТ-75М с каждой стороны оснащена двумя поддерживающими роликами.
Ступица (9) [рис. 1] является основной вращающейся деталью ролика. Это полая чугунная отливка с парой утолщённых ободов, снаружи снабжённых фигурными упорными буртами, а внутри (с торцов) – расточками под подшипники. На данных ободах до упора в бурты надеты сменные резиновые бандажи (6), которые зажаты на ступице при помощи крышки (15) и корпуса (5) уплотнения.
Рис. 1. Поддерживающие ролики трактора ДТ-75М.
1) – Кронштейн;
2) – Болт;
3) – Ось;
4) – Двустенный колпак;
5) – Корпус уплотнения;
6) – Резиновый бандаж;
7) – Болт;
8) – Шарикоподшипник;
9) – Ступица;
10) – Шарикоподшипник;
11) – Упорная шайба;
12) – Гайка;
13) – Стопорная шайба;
14) – Прокладка;
15) – Крышка;
16) – Коническая пробка;
17) – Щиток;
18) – Уплотнительное кольцо (резиновое);
19) – Круглое кольцо уплотнения;
20) – Малое кольцо уплотнения;
21) – Резиновый чехол;
22) – Пружина;
23) – Нажимная шайба.
Упор ступицы (9) осуществляется на запрессованную в кронштейн (1) ось (3). Вращение ступицы происходит вокруг оси (3) в паре шарикоподшипников (8) и (10). На оси ролика осевая фиксация ступицы (9) реализуется подшипником (10), напрессованным на ось до упора в бурт, и прижимается к нему посредством шайбы (11) с помощью гайки (12). Данная гайка (12) законтривается посредством аналогичной гайки, а также стопорной шайбы (13), имеющей профильное посадочное отверстие, такое же, как в шайбе (11).
Смазка подшипников поддерживающего ролика производится маслом, заливаемым через резьбовое отверстие в крышке. Отверстие закрывается пробкой (16). Чтобы проконтролировать наличие смазки необходимо повернуть ролик таким образом, чтобы отверстие оказалось на одном уровне с центром крышки по горизонтальной оси. При выполнении заливки масла отверстие должно находиться немного выше центра крышки, а при сливе масла отверстие должно быть обращено вниз.
Масляную полость поддерживающего ролика защищает уплотнение, конструктивно подобное уплотнению опорных катков каретки подвески. Одноимённые детали уплотнения ролика и детали уплотнения катков взаимозаменяемы.
Прокладки (14), установленные между торцевыми поверхностями ролика, фланцами крышки и корпуса уплотнения, предназначены для предотвращения вытекания смазки.
Штампованный круглый щиток (17), указанный на [рис. 1] тонкими линиями, устанавливается на передние поддерживающие ролики под головки болтов (7) крепления корпуса (5) уплотнения.