Вал ведущего колеса передаёт крутящий момент от дифференциала (колёсные тракторы и автомобили) либо механизма поворота (гусеничные тракторы) к ведущему колесу. Валы и полуоси ведущих колёс подразделяются (в зависимости от воспринимаемой нагрузки) на три типа:
1) полуразгруженные – кручение и усилие при заносе;
2) разгруженные на 3/4 – кручение и боковые усилия;
3) разгруженные – только кручение.
Разгруженные полуоси и валы используются на основной массе грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения (ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ) и тракторах (МТЗ-82, МТЗ-80, Т-150К, К-701 и прочих). Полуразгруженные полуоси нашли применение на легковых автомобилях, а разгруженные на 3/4 полуоси используются на некоторых грузовых и легковых автомобилях небольшой грузоподъёмности.
У полуразгруженной полуоси (3) [рис. 1, А] ступица (5) ведущего колеса (1) смонтирована на её внешнем конце, а опорой является подшипник (2), размещённый в рукаве (4) картера ведущего моста.
Рис. 1. Ведущие полуоси (валы) колёс.
А) – Полуразгруженная полуось;
Б) – Полуось разгруженная на 3/4;
В) – Разгруженная полуось;
1) – Ведущее колесо;
2) – Подшипник;
3) – Полуось;
4) – Рукав;
5) – Ступица ведущего колеса;
6) – Фланец полуоси.
У разгруженной на 3/4 полуоси (3) [рис. 1, Б] опора ступицы (5) ведущего колеса (1) – подшипник (2), который расположен в рукаве (4) ведущего моста.
У разгруженной полуоси (3) [рис. 1, В] ступица (5) ведущего колеса (1) смонтирована на паре подшипников (2), которые размещены на рукаве (4) картера ведущего моста и крепится к фланцу (6) полуоси. В данной схеме полуось работает только на кручение.