Водяной насос, объединённый в один агрегат с вентилятором, предназначен для обеспечения принудительной циркуляции воды в системе охлаждения дизеля трактора ДТ-175С «Волгарь». Агрегат размещён на передней крышке дизеля.
Конструкция водяного насоса представлена на [рис. 1].
Рис. 1. Водяной насос системы охлаждения трактора ДТ-175С «Волгарь».
1) – Вентилятор;
2) – Ступица шкива вентилятора;
3) – Кольцо;
4) – Приводной ремень;
5) – Шариковый подшипник;
6) – Трубка привода масла;
7) – Трубка отвода воды от термостатов;
8) – Крышка водяного насоса;
9) – Крыльчатка водяного насоса;
10) – Болт;
11) – Втулка;
12) – Гайка;
13) – Прокладка;
14) – Сальник водяного насоса;
15) – Контрольное отверстие;
16) – Резиновая манжета;
17) – Валик водяного насоса;
18) – Корпус водяного насоса;
19) – Шариковый подшипник;
20) – Резиновая манжета;
21) – Шкив;
22) – Гайка;
23) – Болт.
Конец валика (17), который входит в водяную полость, уплотнён сальником (14).
Контроль за работой сальника в корпусе насоса (18) осуществляется через контрольное отверстие (15). Об износе уплотнения свидетельствует появление течи воды из указанного отверстия.
Вентилятор и водяной насос приводятся посредством двух ремней, натяжение которых регулируется при помощи натяжного ролика (3) [рис. 2].
Рис. 2. Натяжной ролик.
1) – Крышка;
2) – Болт;
3) — Натяжной ролик;
4) – Шариковый подшипник;
5) – Щиток;
6) – Ось ролика;
7) – Распорное кольцо;
8) – Стопорное кольцо.
Вращение ролика (3) осуществляется в двух запрессованных в ролик шариковых подшипниках (4). Между подшипниками имеется распорное кольцо (7). Ролик установлен на неподвижной оси (6) и зафиксирован стопорным кольцом (8). Подшипники прижаты к ролику крышкой (1) посредством болтов (2). Подшипники ролика не нуждаются в периодическом смазывании, так как имеют постоянную смазку. Ролик может свободно перемещаться вдоль оси – это даёт ему возможность самоустанавливаться при натяжении ремней.