При проведении ТО-2 и ТО-3 выполняются все операции по контролю и обслуживанию механизма газораспределения (ГРМ).
Результатом износа деталей механизма газораспределения (ГРМ) является увеличение зазоров между стержнями клапанов и бойками коромысел. Стук в клапанном механизме – характерный признак увеличения зазоров.
При проведении технического обслуживания требуется предварительная подтяжка гаек крепления головки цилиндров при помощи динамометрического ключа. Щупом №3 ГОСТ 882-75 проверяются зазоры в клапанном механизме. В [табл. 8] представлены значения зазоров и моментов затяжки.
Табл. 8. Зазоры в клапанном механизме.
Дизели | Момент затяжки, Н.м |
Состояние дизеля |
Зазоры в клапанах, мм | |||
номинальные | допустимые | |||||
впускном | выпускном | впускном | выпускном | |||
ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ |
220-240 | Холодный | 0,25-0,30 | 0,25-0,30 | 0,20-0,40 | 0,20-0,40 |
Д-240, Д-240Л |
160-180 | Холодный | 0,25-0,30 | 0,25-0,30 | 0,20-0,35 | 0,20-0,35 |
СМД-62 | 220-240 | Холодный | 0,46-0,50 | 0,46-0,50 | 0,41-0,55 | 0,41-0,55 |
Д-50, Д-50Л |
160-180 | Холодный | 0,25 | 0,25 | 0,15-0,30 | 0,15-0,30 |
А-41, А-01М |
160-180 | Холодный | 0,25-0,30 | 0,25-0,30 | 0,20-0,35 | 0,20-0,35 |
СМД-14, СМД-14Н |
200-220 | Холодный | 0,40-0,45 | 0,40-0,45 | 0,35-0,50 | 0,35-0,50 |
Д-37Е, Д-144 |
100-130 | Холодный | 0,30 | 0,30 | 0,45 | 0,45 |
ЗМЗ-53 | 130-180 | Холодный | 0,30 | 0,30 | 0,35 | 0,35 |
ЗИЛ-130 | 100-120 | Холодный | 0,30 | 0,30 | 0,35 | 0,35 |
Использование устройства КИ-9918, в состав которого входит индикатор часового типа ИЧ-10, позволяет получить более точные результаты измерений [рис. 12].
Рис. 12. Устройство КИ-9918 для определения зазоров в клапанах.
1) – Корпус;
2) – Индикатор;
3) – Ручка выключения индикатора;
4) – Измерительный стержень;
5) – Опорные пятки.
При проведении ТО-3 требуется:
1) снять головку цилиндров;
2) провести очистку поверхности камер сгорания и тарелок клапанов от нагара;
3) притереть клапаны;
4) заменить прокладку головки.
Перед тем как установить прокладку, её необходимо смазать специальным герметиком либо графитовой пастой, состоящей из графитового порошка (40%) и дизельного масла (60%).