Задачи, область применения и организация диагностирования


* * *

Задачи диагностирования. В процессе технического обслуживания основной задачей диагностирования является определение технического состояния машины (автомобиль, трактор, с/х техника и прочее) и прогноз дальнейших изменений, что даёт возможность управления техническим состоянием машин.

Изменение технического состояния машин носит случайный характер и имеет прямую зависимость от различных эксплуатационных факторов:

1) – почвенно-климатические условия;

2) – виды производимых работ;

3) – интенсивность нагрузки;

4) – квалификация механизатора;

5) – качество и своевременность обслуживания и прочее.

Они имеют разное влияние на интенсивность износа деталей машин, вследствие чего каждая конкретная машина требует разные объёмы ремонтно-обслуживающих воздействий.

Табл. 1. Виды диагностирования тракторов в процессе эксплуатации.

Виды и периодичность диагностирования Условные обозначения Назначение диагностирования Методы диагностирования
Первое техническое обслуживание
ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) Д0 Определение готовности к выполнению сменного задания Проверка составных частей трактора, которые обеспечивают его безотказную работу в течение смены
первое техническое обслуживание (ТО-1) Д1 Выявление готовности к работе до очередного ТО-1 Контроль работоспособности систем двигателя и вспомогательных механизмов трактора, которые обеспечивают безотказность до очередного ТО-1
второе техническое обслуживание (ТО-2) Д2 Определение готовности к выполнению работы до очередного ТО-2 Проверка работоспособности систем двигателя и механизмов трактора, рабочего оборудования и шасси, которые создают возможность безотказной работы до очередного ТО-2, и экономичности двигателя
третье техническое обслуживание (ТО-3) Д3 Выявление готовности к выполнению работы до очередного ТО-3 Контроль работоспособности и исправности трактора в общем, с целью обеспечения безотказной работы до очередного ТО-3 либо ремонта
сезонное техническое обслуживание (СТО) Дс Определение готовности к осенне-зимним либо весенне-летним эксплуатационным условиям Проверка систем и механизмов, от которых зависит нормальное функционирование трактора в предстоящем сезоне
Заявочное диагностирование Дз.в. При поступлении заявки определение вида, места и причины дефекта либо состояния в целом Поиск дефекта либо проверка технического состояния трактора
Ресурсное диагностирование Др. Определение остаточного ресурса составных частей и трактора перед ТО-3 либо ремонтом Проверка состояния ресурсных соединений составных частей и трактора в целом

Предварительное диагностирование машины и её составных частей дают возможность определения фактического объёма работ по обслуживанию либо ремонту. При этом решаются следующие задачи:

1) – проверка исправности и работоспособности составных частей машины;

2) – поиск дефектов, вследствие которых произошло нарушение исправности либо работоспособности;

3) – сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса.

Результатом диагностирования является вынесение конкретных рекомендаций о необходимости регулировки механизмов, ремонте составных частей либо их замене. Данный комплекс мероприятий составляет основу стратегии технического обслуживания и ремонта по состоянию с диагностированием (периодическим контролем).

Область применения диагностирования. Диагностирование тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин осуществляется на следующих этапах:

1) – при производстве изделия;

2) – при эксплуатации и при ремонте.

В процессе эксплуатации сельскохозяйственной техники проводятся следующие виды диагностирования [табл. 1]:

1) – в процессе технического обслуживания;

2) – заявочное;

3) – ресурсное.

Диагностирование во время технического обслуживания связано с системой технического обслуживания конкретной машины.

В процессе ремонта диагностирование подразделяется на предремонтное и послеремонтное.

Диагностирование перед ремонтом (предремонтное диагностирование) осуществляется непосредственно в хозяйствах, эксплуатирующих технику, либо на станциях технического обслуживания.

Диагностирование после ремонта (послеремонтное диагностирование) производится на ремонтных предприятиях, где оценивается качество ремонта и значение восстановительного ресурса.

Диагностировние во время ремонта (приремонтное диагностирование) – является новым направлением в области диагностирования. Оно осуществляется в процессе производственного цикла ремонта объекта, по завершении ряда операций (очистка, частичная разборка, предварительный контроль). Как правило, приремонтное диагностирование проводится на неработающем объекте. Формулировки отличительных особенностей видов диагностирования при ремонте описаны в [табл. 2].Оценка технического состояния агрегатов во время ремонта даёт возможность выявления таких агрегатов либо составных частей, которые могут быть отремонтированы необезличенным методом (без полной разборки).

Таблица 2. Виды диагностирования в процессе ремонта, цели и задачи.

Классификационный признак Определение признаков по видам диагностирования
предремонтное приремонтное послеремонтное
Объект Полнокомплектная машина либо агрегаты Агрегаты, их составные части и детали Полнокомплектная машина либо агрегаты
Место проведения Ремонтные мастерские хозяйства, СТОТ (пост диагностирования) Ремонтно-технические предприятия (РТП), специализированные ремонтные предприятия (участки дефектации и ремонта) Ремонтно-технические предприятия, специализированные ремонтные предприятия, заводы (на выходе из ремонта)
Задачи Определение вида ремонта (капитальный либо текущий) Определение метода ремонта (обезличенный либо необезличенный) Контроль качества ремонта
Основное содержание Проверка ресурсных параметров, определение содержания ремонтных работ Проверка ресурсных и нересурсных параметров, оценка исправности составных частей агрегата, определение трудоёмкости ремонта Проверка параметров функционирования, контроль исправности и работоспособности

Организация диагностирования. Техническое диагностирование в процессе эксплуатации машин приурочивается к соответствующему виду технического обслуживания, что даёт возможность не только уменьшить трудоёмкость выполнения операций технического обслуживания, но и повысить их эффективность, а также обеспечить безотказность работы объекта до следующего контроля и обслуживания.

Качество диагностирования и технического обслуживания имеет прямую зависимость от квалификации обслуживающего персонала.

Работы по ТО-1 и ТО-2 с диагностированием должны осуществляться в условиях стационарного пункта технического обслуживания посредством специализированного звена (мастер-наладчик, слесарь, тракторист-машинист). Мастер-наладчик руководит работами, а также непосредственно участвует в них.

Проведение диагностирования и ТО-3 должно осуществляться на посту технического обслуживания в ЦРМ силами спецзвена под руководством мастера-диагноста либо мастера-наладчика. Здесь же производится ресурсное диагностирование.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) энергонасыщенных тракторов (Т-150 и К-701), а также автомобилей необходимо проводить на СТО (станциях технического обслуживания).

Ежесменное техническое обслуживание и контроль осуществляются трактористом-машинистом в полевых условиях.

Проведение ресурсного диагностирования выполняется тем же персоналом, который проводит техническое обслуживание. Диагностирование тракторов ведётся согласно ресурсным параметрам, что позволяет определить содержание ремонтных работ.

Результаты диагностирования заносятся в специальную карту, где год и дата поступления трактора в хозяйство считается от последнего капитального ремонта либо от начала эксплуатации (для новых тракторов). Наработка от начала эксплуатации ставится в случае, если трактор не подвергался капитальному ремонту. В заключении указывается вид ремонта основных агрегатов либо всего трактора, или же остаточный ресурс и номер следующего технического обслуживания.

Проведением приремонтного диагностирования занимается мастер-диагност либо дефектовщик. Полнокомплектная машина не контролируется. Диагностирование выполняется для агрегатов, а также их сборочных единиц.

Схема производственного процесса ремонта агрегата с диагностированием

Рис. 1. Схема производственного процесса ремонта агрегата с диагностированием.

Сборочные единицы и составные части в агрегате имеют различный ресурс, что объясняется различными условиями их работы в агрегате (разные скорости, температурные и нагрузочные режимы, различные механические характеристики материалов и прочее). Ресурс агрегата ограничивается наиболее слабой сборочной единицей. Количество подобных сборочных единиц в агрегате не превышает 10-20% от их общего числа, что позволяет выделять (практически в любом агрегате) малоресурсный и высокоресурсный комплекты сборочных единиц.

В процессе ремонта диагностированию подвергают только высокоресурный комплект. Агрегат подразбирается до комплекта, прошедшего предварительный контроль на предмет отбора на диагностирование. В зависимости от результата возможна отправка комплекта на полную разборку либо на необезличенный (индивидуальный) ремонт. По завершении ремонта комплекта сборка агрегата производится на основном потоке.

Послеремонтное диагностирование осуществляется в процессе испытаний отремонтированного объекта и для его выполнения задействуется персонал ОТК (отдел технического контроля).

Правила назначения ремонтных работ исходя из результатов диагностирования. Назначение ремонтных работ происходит по результатам ресурсного диагностирования с учётом остаточного ресурса и предстоящей загрузки машины.

Характеристика предельного состояния составной части машины определяется критериями, изложенными в нормативно-технической документации. Расчёт остаточного ресурса составной части производится исходя из ресурсных параметров (при отсутствии явных технических признаков предельного состояния). В случае если остаточный ресурс находится в пределах 400-1000 м/ч, то целесообразность капитального ремонта составной части устанавливается с учётом следующих положений:

1) – двигатель подлежит капительному ремонту в случае наработки трактора (в доремонтном периоде) свыше 3000 м/ч; в межремонтном (свыше 2400 м/ч) отказали две или более его составные части либо сборочные единицы (головка цилиндров, цилиндропоршневая группа, пусковой двигатель с редуктором);

2) – коробка передач отправляется в капитальный ремонт в случае, если при аналогичных значениях наработки отказали две либо более её сборочные единицы (подшипники валов, переключаемые шестерни);

3) – необходимость капитального ремонта ведущего моста целесообразна при аналогичных значениях наработки и отказе хотя бы одной его сборочной единицы (подшипники главной передачи либо дифференциала, тормозной барабан, обгонная муфта).

При несоблюдении данных требований производится ремонт неисправных деталей, а составная часть остаётся на тракторе до её наработки, равной остаточному ресурсу.

В случае если одна либо две составные части трактора нуждаются в капитальном ремонте, то возможна их замена на отремонтированные текущим ремонтом (остаточный ресурс остальных составных частей должен составлять не менее 1000-2000 м/ч).

Необходимость текущего либо капитального ремонта определяется по алгоритму, показанному на [рис. 2].

Алгоритм назначения вида ремонта трактора

Рис. 2. Алгоритм назначения вида ремонта трактора.

8*

Яндекс.Метрика