Коробка передач тракторов тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702 является механической, многоступенчатой, четырёхфрикционной с шестернями постоянного зацепления, механическим приводом переключения режимов, а также гидравлическим управлением фрикционами, обеспечивающим (кроме КПП трактора К-700) переключение передач в пределах каждого режима без разрыва мощностного потока. Коробка передач смонтирована на передней полураме трактора на четырёх амортизаторах АКСС-220М.
Коробки передач тракторов «Кировец» К-700А и К-701 являются модернизированной модификацией коробки передач трактора К-700. В ней отсутствуют стояночный тормоз и привод гидронасосов управления поворотом трактора, а также навесного устройства. Основным отличием коробки передач служит уменьшение количества секций в масляном насосе (одна вместо пары), увеличение количества тормозов-синхронизаторов (пара вместо одного), изменение передаточных чисел в сторону увеличения на соответствующих передачах и установка гидроаккумулятора, который необходим для реализации безразрывного переключения передач.
Рис. 1. Коробка передач тракторов «Кировец» К-700А и К-700. Разрез по валам.
1) – Ведущий вал;
2) – Шестерня;
3) – Шестерня;
4) – Шестерня;
5) – Промежуточный вал;
6) – Шестерня;
7) – Шестерня;
8) – Шестерня;
9) – Грузовой вал;
10) – Шестерня;
11) – Муфта раздаточного вала;
12) – Муфта раздаточного вала;
13) – Шестерня;
14) – Раздаточный вал;
15) – Муфта раздаточного вала;
16) – Вал;
17) – Шестерня;
18) – Муфта грузового вала;
19) – Шестерня;
20) – Муфта грузового вала;
21) – Шестерня;
22) – Шестерня;
23) – Шестерня;
24) – Шестерня;
25) – Червячная передача привода тахоспидометра;
26) – Вал привода насосов;
27) – Шестерня;
28) – Муфта;
29) – Шестерня;
30) – Валик привода насоса;
31) – Конический редуктор.
В процессе работы двигателя крутящий момент передаётся от фланца полужёсткой муфты и редуктора привода насосов через карданный вал к ведущему валу (1) [рис. 1] коробки передач и через карданный вал к фланцу соединительной муфты ВОМа.
При включённых какой-либо передаче, муфтах (20) переднего хода либо (18) заднего хода и муфте (11) раздаточного вала крутящий момент передаётся от ведущего вала к промежуточному валу (5), грузовому валу (9), раздаточному валу (14) и через карданный вал к переднему ведущему мосту, а при включённой муфте (15) – к валу (16) и через карданные валы и промежуточную опору – к заднему ведущему мосту. Вращение промежуточного вала возможно с четырьмя различными числами оборотов, грузовой вал – с восемью разными числами оборотов переднего хода и четырьмя – заднего хода, а раздаточный вал (14) и вал (16) – с шестнадцатью различными числами оборотов переднего хода и восемью – заднего хода.
Коробка передач трактора «Кировец» К-702 устроена аналогично коробке передач тракторов К-700А, а также К-701: многовальная, механическая, фрикционная, с шестернями постоянного зацепления, переключением передач механического типа, а также гидравлическим переключением передач переднего и заднего хода (в пределах каждого из режимов).
Практически все детали в коробке передач унифицированы. Её главным отличием является количество передач (четыре вперёд, вместо шестнадцати, и четыре назад – вместо восьми), число режимов (пара вместо четырёх), количество промежуточных валов (пара вместо одного) и масляных фильтров (пара вместо одного), а также устройство привода вала насосов (не от ведущего вала, а от насосного колеса гидротрансформатора).
Каждый промежуточный вал способен вращаться с двумя различными числами оборотов, грузовой вал – с четырьмя (парой – переднего хода и парой – заднего хода), а раздаточный вал – с восемью (четыре – переднего хода и четыре – заднего хода).
Таблица 1. Передаточные числа переднего хода коробок передач тракторов «Кировец» К-700, К-700А, К-701, К-702.
Марка трактора | Шестерни с числами зубьев на валу | Передаточное число | |||
ведущем | промежуточном | грузовом | раздаточном | ||
I режим, первая передача | |||||
К-700 | 24 | 41; 18 | 44; 18 | 42 | 9,74 |
К-700А, К-701 | 24 | 41; 18 | 44; 21 | 57 | 11,30 |
К-702 | 27 | 38; 31 | 30; 21 | 57 | 3,70 |
I режим, вторая передача | |||||
К-700 | 27 | 38; 18 | 44; 18 | 42 | 8,03 |
К-700А, К-701 | 27 | 38; 18 | 44; 21 | 57 | 9,33 |
К-702 | 33 | 31 | 21 | 57 | 2,54 |
I режим, третья передача | |||||
К-700 | 30 | 35; 18 | 44; 18 | 42 | 6,65 |
К-700А, К-701 | 30 | 35; 18 | 44; 21 | 57 | 7,74 |
I режим, четвёртая передача | |||||
К-700 | 33 | 32; 18 | 44; 18 | 42 | 5,53 |
К-700А, К-701 | 33 | 32; 18 | 44; 21 | 57 | 6,43 |
II режим, первая передача | |||||
К-700 | 24 | 41; 27 | 34; 18 | 42 | 5,02 |
К-700А, К-701 | 24 | 41; 31 | 31; 21 | 57 | 4,63 |
К-702 | 27 | 38; 31 | 30; 34 | 25 | 1,0 |
II режим, вторая передача | |||||
К-700 | 27 | 38; 27 | 34; 18 | 42 | 4,13 |
К-700А, К-701 | 27 | 38; 31 | 31; 21 | 57 | 3,82 |
К-702 | 33 | 31 | 30; 34 | 25 | 0,668 |
II режим, третья передача | |||||
К-700 | 30 | 35; 27 | 34; 18 | 42 | 3,42 |
К-700А, К-701 | 30 | 35; 31 | 31; 21 | 57 | 3,17 |
II режим, четвёртая передача | |||||
К-700 | 33 | 32; 27 | 34; 18 | 42 | 2,84 |
К-700А, К-701 | 33 | 32; 31 | 31; 21 | 57 | 2,63 |
III режим, первая передача | |||||
К-700 | 24 | 41; 18 | 44; 34 | 25 | 3,07 |
К-700А, К-701 | 24 | 41; 18 | 44; 29 | 29 | 4,17 |
III режим, вторая передача | |||||
К-700 | 27 | 38; 18 | 44; 34 | 25 | 2,53 |
К-700А, К-701 | 27 | 38; 18 | 44; 29 | 29 | 3,44 |
III режим, третья передача | |||||
К-700 | 30 | 35; 18 | 44; 34 | 25 | 2,09 |
К-70А, К-701 | 30 | 35; 18 | 44; 29 | 29 | 2,85 |
III режим, четвёртая передача | |||||
К-700 | 33 | 32; 18 | 44; 34 | 25 | 1,74 |
К-700А, К-701 | 33 | 32; 18 | 44; 29 | 29 | 2,37 |
IV режим, первая передача | |||||
К-700 | 24 | 41; 27 | 34; 34 | 25 | 1,58 |
К-700А, К-701 | 24 | 41; 31 | 31; 29 | 29 | 1,70 |
IV режим, вторая передача | |||||
К-700 | 27 | 38; 27 | 34; 34 | 25 | 1,30 |
К-700А, К-701 | 27 | 38; 31 | 31; 29 | 29 | 1,40 |
IV режим, третья передача | |||||
К-700 | 30 | 35; 27 | 34; 34 | 25 | 1,08 |
К-700А, К-701 | 30 | 35; 31 | 31; 29 | 29 | 1,16 |
IV режим, четвёртая передача | |||||
К-700 | 33 | 32; 27 | 34; 34 | 25 | 0,89 |
К-700А, К-701 | 33 | 32; 31 | 31; 29 | 29 | 0,97 |
Рис. 2. Гидротрансформатор трактора «Кировец» К-702. Продольный разрез.
1) – Гидронасос;
2) – Стакан;
3) – Проставка;
4) – Шестерня;
5) – Компенсирующее устройство;
6) – Корпус;
7) – Колесо;
8) – Колесо;
9) – Колесо;
10) – Колесо;
11) – Барабан;
12) – Ведущий диск;
13) – Амортизатор;
14) – Палец;
15) – Ведомый диск;
16) – Ступица;
17) – Зубчатая муфта;
18) – Ступица;
19) – Шестерня;
20) – Фланец;
21) – Вал;
22) – Втулка;
23) – Ступица;
24) – Уплотнительное чугунное кольцо;
25) – Вал;
26) – Уплотнительное чугунное кольцо;
27) – Стакан;
28) – Шестерня;
29) – Клапан подпитки;
30) – Регулятор расхода;
31) – Гидронасос.
Гидротрансформатор трактора «Кировец» К-702 является одноступенчатым, комплексным, четырёхколёсным. Детали полужёсткой муфты унифицированы с аналогичными деталями тракторов К-700 и К-700А. Ведущий диск (12) [рис. 2] закреплён на маховике двигателя. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передаётся посредством ведущего диска, амортизаторов (13), пальцев (14), ведомого диска (15), зубчатой муфты (17), ступицы (16) барабана (11) к насосному колесу (7) и затем к турбинному колесу (10) и через ступицу (18) к валу (25), который соединён карданным валом с ведущим валом коробки передач. Привод гидронасосов гидросистем управления поворотом, а также навесным устройством и масляного насоса коробки передач является независимым. Они приводятся во вращение от шестерни (28), которая закреплена на стакане (27) (ступица насосного колеса), через шестерни (4) и (19), компенсирующее устройство (5) и вал (21). Колёса (8) и (9) направляющих аппаратов соединяются с неподвижной ступицей (23) посредством муфты свободного рода роликового типа. Направление потока рабочей жидкости, которая вытекает из турбинного колеса в процессе перехода от малой частоты вращения к большой, меняется таким образом, что муфты свободного хода (в первом случае) удерживают колёса направляющих аппаратов в неподвижном положении, освобождают их (во втором случае), вследствие чего последние свободно вращаются, за счёт чего обеспечивается переход с режима гидротрансформатора на режим гидромуфты. Данное свойство дало гидротрансформатору название комплексного. Режим гидротрансформатора применяется при трогании трактора, а также его разгоне и движении в тяжёлых дорожных условиях. Использование режима гидромуфты допускается при снижении внешней нагрузки, а также выравнивании крутящих моментов турбинного и насосного колёс.
Регулировка давления рабочей жидкости осуществляется посредством клапана подпитки, который поддерживает на выходе из гидротрансформатора давление 3,5-3,8 кгс/см2 (350-380 кПа), что является достаточным для обеспечения бескавитационной работы и слива части масла в случае повышения давления свыше 2,5 кгс/см2 (750 кПа).