Система смазки двигателя А-41 служит для непрерывной подачи масла во время работы двигателя ко всем трущимся поверхностям деталей.
Масло подаётся под давлением к подшипникам коленчатого вала, промежуточной шестерни распределительного механизма, распределительного вала, коромысел клапанов, шестерни привода топливного насоса, толкателей, к наконечникам штанг и поршневым пальцам. Смазывание остальных деталей осуществляется посредством разбрызгивания.
Рис. 1. Схема системы смазки двигателя А-41 тракторов ДТ-75, ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К.
1) – Переключатель;
2) – Радиатор;
3) – Главная магистраль;
4) – Маслоканал;
5) – Кронштейн;
6) – Центрифуга;
7) – Штуцер датчика давления масла;
8) – Штуцер датчика сигнализатора температуры;
9) – Сливной клапан;
10) – Редукционный клапан;
11) – Нагнетающая секция масляного насоса;
12) – Радиаторная секция масляного насоса;
13) – Предохранительный клапан.
Масло заливается в поддон блока цилиндров через горловину, снабжённую фильтрующей сеткой, а сливается через отверстие в поддоне, которое закрывается пробкой. Контроль уровня масла ведётся с помощью маслоизмерительного стержня. Нагнетающая секция (11) [рис. 1] масляного насоса засасывает масло из поддона блока цилиндров и подаёт его через нагнетательный трубопровод и каналы блока цилиндров к фильтру – полнопоточной центрифуге, параллельно каждой секции. Часть поступающего в центрифугу масла применяется для её реактивного привода, после чего сливается в поддон картера, тогда как остальное масло проходит центробежную очистку. Масло, прошедшее очистку, направляется в главную магистраль (3), которая идёт вдоль блока цилиндров. Масло подаётся по поперечным каналам в блоке цилиндров в коренные подшипники коленчатого вала, а также к опорам распределительного вала. Подвод масла к шатунным шейкам коленчатого вала происходит от коренных подшипников посредством наклонных отверстий в коленчатом валу. Поступающее к шатунным подшипникам масло подвергается дополнительной центробежной очистке в плоскостях шатунных шеек. Далее оно от шатунных подшипников под давлением подаётся для смазки поршневого пальца.
Подача масла к поверхностям скольжения газораспределительного механизма также происходит под давлением – из канала (4) блока цилиндров через маслоподводящий кронштейн (5) и пустотелую ось толкателей. По сверлениям, расположенным в оси, масло поступает для смазки опорных поверхностей толкателей, а по сверлениям, расположенным в самом толкателе, а также штанге, коромысле и регулировочном винте коромысла происходит подача смазки к втулке коромысла и шаровым опорным поверхностям штанги. Смазка бойка коромысла и стержня клапана производится посредством разбрызгивания масла, которое поступает через сверление, предусмотренное в верхней части коромысла.
Рис. 2. Привод топливного насоса.
1) – Шестерня;
2) – Втулка;
3) – Фланец;
4) – Болт;
5) – Планка;
6) – Втулка шлицевая;
7) – Гайка;
8) – Фланец установочный;
К) – Метки.
Из магистрального канала по сверлениям в картере шестерён и установочном фланце топливного насоса масло направляется к подшипнику шестерни топливного насоса [рис. 2]. Подвод смазки к подшипнику промежуточной шестерни происходит от канала блока цилиндров посредством сверлений оси (8) [рис. 3] промежуточной шестерни. Смазка зубьев распределительных шестерён осуществляется маслом, которое поступает из трёх радиальных отверстий оси через сверление в промежуточной шестерне, а также маслом, которое вытекает из переднего подшипника распределительного вала, подшипников шестерни привода топливного насоса и промежуточной шестерни.
Рис. 3. Схема установки распределительных шестерён ГРМ трактора ДТ-75М.
1) – Шестерня привода топливного насоса;
2) – Шестерня промежуточная;
3) – Картер шестерён;
4) – Заглушка;
5) – Шестерня привода распределительного вала;
6) – Отверстие;
7) – Отверстие;
8) – Опорная ось;
9) – Шестерня привода гидравлических насосов;
10) – Втулка;
11) – Фланец;
12) – Шестерня коленчатого вала;
13) – Шестерня привода масляного насоса;
14) – Шестерня привода гидравлических насосов.
Радиаторная секция (12) [рис. 1] насоса направляет часть масла из поддона в радиатор (2), где происходит его охлаждение, после чего оно сливается в картер. Переключатель (1), предусмотренный в системе смазки, служит для отключения радиатора зимней эксплуатации двигателя. Переключатель смонтирован в блоке цилиндров (справа) и имеет два положения:
З) – зима;
Л) – лето.
Система смазки двигателя оснащена тремя автоматически работающими клапанами:
1) – редукционный (10);
2) – предохранительный (13) масляного насоса;
3) – сливной (9), смонтирован в центрифуге.
Редукционный клапан служит для предотвращения чрезмерного повышения давления в масляном насосе в процессе пуска холодного двигателя, когда масло имеет высокую вязкость. Редукционный клапан отрегулирован на давление 9-9,5 кгс/см2 (0,9-0,95 МПа). В случае превышения давления указанной величины происходит сброс масла в картер двигателя. Предохранительный клапан используется для регулировки объёма масла, которое поступает в радиатор. Его открытие происходит при давлении масла на выходе из насоса 2,5-3,2 кгс/см2 (0,25-0,32 МПа). Посредством сливного клапана осуществляется регулировка давления масла в главной масляной магистрали. При работе прогретого двигателя (температура масла 70-95 град. Цельсия) на номинальных оборотах давление масла в магистрали должно составлять 3-5 кгс/см2 (0,3-0,5 МПа).