Устройство механической коробки передач в конструкции гидромеханической трансмиссии показано на примере трактора ДТ-175С [рис. 1].
Рис. 1. Схема гидромеханической трансмиссии трактора ДТ-175С.
1) – Корпус;
2) – Насосное колесо;
3) – Турбинное колесо;
4) – Колесо реактора;
5) – Колесо реактора;
6) – Опора насосного колеса;
7) – Опора насосного колеса;
8) – Опора турбинного колеса;
9) – Опора турбинного колеса;
10) – Обгонные муфты;
11) – Первичный вал;
12) – Вторичный вал;
13) – Вал дополнительных передач;
14) – Вал заднего хода;
15) – Шестерни дополнительной передач;
16) – Шестерни заднего хода;
17) – Шестерни дополнительной передачи;
18) – Шестерни заднего хода;
19)-21) – Шестерни рабочих передач;
22) – Шестерни заднего хода;
23) – Шестерни рабочих передач;
24), 27) – Шестерни второй технологической передачи;
25)-26) – Шестерни первой технологической передачи;
28) – Блокировочная муфта.
Механическая коробка передач – двухвальная с валом (13) дополнительных передач и валом (14) заднего хода. Она обеспечивает получение пяти ступеней передаточных чисел переднего хода (пара рабочих, пара технологических, одна с ходоуменьшителем), и одну заднего хода. Первичный вал (11), дополнительный вал (13) и вал заднего хода (14) опираются на картер коробки через цилиндрические роликовые подшипники, так как все шестерни КПП – прямозубые. В роли опор вторичного вала (12) применена пара роликовых цилиндрических и один шариковый подшипник, ввиду того, что вторичный вал, помимо значительных радиальных нагрузок, подвергается воздействию осевых усилий, которые возникают в процессе работы конической пары центральной передачи. Рабочие скорости получают передачей энергии с первичного вала (11) на вторичный (12) через блоки шестерён (19-21) и (20-23) соответственно.
Чтобы получить технологические передачи, помимо первичного и вторичного валов, применены вал заднего хода и дополнительный вал. В данном случае энергия передаётся последовательно от первичного вала через шестерни (15), (16), (17), (25), (26) и (22) на (I) и через (15), (16), (17), (25), (27) и (24) на (II) передачах.
На заднем ходу энергия передаётся через шестерни (15), (16), (18) и (22).