Особенностью двигателя СМД-60 является отличие расположения деталей механизма газораспределения от широко распространённой схемы, применяемой для рядных двигателей [рис. 1]: шестерни привода распределительного вала и топливного насоса размещены со стороны маховика.
Рис. 1. Механизм газораспределения двигателя СМД-60 трактора Т-150.
1) – Шестерня коленчатого вала;
2) – Шестерня распределительного вала;
3) – Шестерня промежуточная;
4) – Шестерня привода топливного насоса;
5) – Штанга;
6) – Регулировочный винт;
7) – Коромысло клапана;
8) – Гайка контровочная;
9) – Пружины клапана;
10) – Втулка направляющая;
11) – Клапан;
12) – Толкатель.
Распределительный вал размещён ближе к центру блок-картера и является общим для левого и правого ряда цилиндров. Он вращается в четырёх опорах, которые расточены в блок-картере. Задняя опора снабжена бронзовой втулкой. Распределительный вал ГРМ СМД-60 выполнен из углеродистой стали 45 селект (С 0,43-0,45%). Четыре опорные шейки вместе с кулачками закалены ТВЧ с целью увеличения износостойкости. Вал имеет двенадцать кулачков (по числу клапанов): шесть впускных, а также шесть выпускных. Профиль у впускных и выпускных кулачков разный. Взаимное расположение кулачков вместе с их профилем определяют фазы газораспределения и порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6.
На заднем конце распределительного вала ГРМ двигателя СМД-60 болтами закреплён блок шестерён, в состав которого входит шестерня (2) и промежуточная шестерня (3) для привода топливного насоса. Установленный между шестернёй и опорой вала упорный фланец воспринимает осевое усилие от распределительного вала.
Крепление упорного фланца к блок-картеру реализовано посредством пары болтов. Осевое перемещение вала составляет 0,16-0,288 мм. В процессе монтажа и демонтажа распределительного вала доступ к болтам фиксации фланца производится через отверстие в блоке шестерён.
Установка шестерён в зацепление осуществляется по меткам. Совпадение меток на шестернях распределительного и коленчатого вала соответствует моменту позиции поршня первого цилиндра в в.м.т. на ходе сжатия.
В ГРМ СМД-60 вернее расположение клапанов (в один ряд на каждой головке цилиндров). Расположение клапанов справа налево (если смотреть сверху на головку цилиндров): впускные 1-3-5, выпускные 2-4-6. Со стороны нижней плоскости ГБЦ клапаны легко отличимы по размеру тарелки. У впускного клапана диаметр тарелки составляет 56 мм, а у выпускного – 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 трактора Т-150 являются взаимозаменяемыми с клапанами двигателей АМЗ и ЯМЗ. Поджим каждого клапана в направляющей втулке реализован посредством пары пружин. Удержание клапана в верхней тарелке происходит за счёт пары конических сухарей.
Толкатели (12) – цилиндрические, имеют плоские донышки (взаимозаменяемые с толкателями двигателя СМД-14).
На каждый цилиндр устанавливается коромысло левое и коромысло правое. Правильность установки коромысел контролируется по совпадению торца клапана с бойком коромысла. Коромысла смонтированы на полой оси, которая закреплена в трёх точках. Для крепления стоек к головке цилиндров применены шпильки, одновременно являющиеся ещё и фиксаторами коромысел от проворота. Пружины, надетые на оси, поджимают коромысла к стойкам, а стопорные кольца, установленные в канавки на оси, служат для фиксации от смещения крайних коромысел. Гайки крепления стоек затягиваются с усилием 6-8 кгс•м. Контрение гаек осуществляется посредством замковых шайб. При неправильной установке конторовочной шайбы произойдёт ослабление крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанах, а также поломок.