Рабочее оборудование колёсного и гусеничного трактора выполняет следующие функции: присоединение, привод и управление прицепами и рабочими орудиями.
Сборочные единицы, входящие в состав рабочего оборудования колёсного и гусеничного трактора [рис. 1] и [рис. 2]:
1) – Тягово-сцепное устройство (10), предназначенное для соединения с полуприцепными и прицепными орудиями;
2) – Раздельно-агрегатная гидронавесная система (11) с регулятором (либо без него) глубины пахоты, выносными гидроцилиндрами и догружателем ведущих колёс;
3) – Валы отбора мощности (12) с механизмом включения/выключения. ВОМ могут иметь различное расположение (заднее, боковое, переднее). По принципу действия ВОМ подразделяются на зависимые, а также независимые и синхронные. По числу передач они делятся на односкоростные и двухскоростные.
Рис. 1. Расположение механизмов и сборочных единиц колёсного трактора МТЗ-80.
1) – Двигатель;
2) – Главное сцепление;
3) – Коробка передач;
4) – Главная передача;
5) – Дифференциал (механизм поворота с блокировочной фрикционной муфтой);
6) – Конечная передача;
7) – Ведущее колесо;
8) – Направляющее колесо;
9) – Передний мост;
10) – Прицепной крюк;
11) – Гидронавесное устройство;
12) – ВОМ (вал отбора мощности).
Рис. 2. Расположение механизмов и сборочных единиц на гусеничном тракторе типа ДТ-75МВ.
I – Двигатель с маховиком;
II – Трансмиссия;
III – Ходовая система;
IV – Остов;
V – Рабочее оборудование;
1) – Двигатель;
2) – Главное сцепление;
3) – Коробка передач;
4) – Центральная (главная) передача;
5) – Планетарный механизм с тормозами (механизм поворота);
6) – Конечная передача;
7) – Ведущая звёздочка;
8) – Направляющее колесо;
9) – Гусеница;
10) – Прицепное устройство;
11) – Гидронавесное устройство;
12) – ВОМ (вал отбора мощности).
Помимо основных частей, колёсный и гусеничный трактор оснащены вспомогательным оборудованием, отсутствие которого не позволило бы выполнять все сельскохозяйственные работы. Данное оборудование частично представлено на [рис. 3] и [рис. 4].
Рис. 3. Общий вид колёсного универсально-пропашного трактора МТЗ-80.
1) – Двигатель;
2) – Главное сцепление;
3) – Коробка передач;
4) – Главная передача;
5) – Дифференциал (механизм поворота);
6) – Конечная передача;
7) – Заднее (ведущее) колесо;
8) – Направляющее колесо;
9) – Передний мост;
10) – Прицепной крюк;
11) – Гидронавесная система;
12) – ВОМ (вал отбора мощности);
13) – Кабина;
14) – Сиденье;
15) – Капот;
16) – Рулевое колесо с рулевым приводом.
Рис. 4. Общий вид гусеничного трактора ДТ-75МВ.
1) – Двигатель;
2) – Трансмиссия;
3) – Ходовая система;
4) – Остов-рама;
5) – Гидронавесная система и крюк (рабочее оборудование);
6) – Топливный бак;
7) – Кабина.