Блок-картер (1) [рис. 1] является корпусной деталью двигателя СМД-66 и представляет собой чугунную отливку, которая объединяет в себе два V-образно (под углом 90 град.) расположенных блока и верхнюю часть картера коленчатого вала. По длине блок-картера оси цилиндров одного ряда смещены относительно осей цилиндров другого ряда на 36 мм, за счёт чего обеспечивается возможность размещения пары шатунов противолежащих цилиндров на одной шатунной шейке коленчатого вала. Приливы, образованные поперечными перегородками в нижней части блок-картера, предназначаются для подвески коленчатого вала. Данные приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников коленчатого вала. Крепление каждой крышки коренного подшипника осуществляется посредством пары шпилек и, дополнительно, пары стяжных болтов (11), которые обеспечивают жёсткость нижней части картера.
Рис. 1. Блок-картер с передней крышкой, картером маховика и головка цилиндров. Двигатель СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь».
1) – Блок-картер;
2) – Крышка передняя;
3) – Прокладка;
4) – Головка цилиндров;
5) – Окна выпускные;
6) – Крышка ресивера;
7) – Картер маховика;
8) – Щит;
9) – Гильза цилиндра;
10) – Крышки коренных подшипников;
11) – Болт специальный.
Расточка постелей в блок-картере осуществляется в сборе с крышками с одной установки с целью обеспечения соосности коренных подшипников. Ось крышек коренных подшипников смещена на 2 мм относительно боковых посадочных поверхностей, что исключает возможный поворот крышки в процессе сборки. С целью предотвращения перестановки крышек с одной опоры на другую на крышках нанесены порядковые номера (1, 2, 3, 4), а на нижней плоскости блок-картера – соответствующие номера.
В выполненных под опорами распределительного вала расточках блок-картера смонтированы маслоподводящие трубки. В процессе работы двигателя СМД-66 масло подаётся по сверлениям в блок-картере из главной магистрали к маслоподводящим трубкам. Струя масла, при выходе из сопла трубки, омывает донышко поршня, тем самым охлаждая его.
На наружных боковых поверхностях блок-картера выполнен ряд обработанных привалочных плоскостей, которые предназначены для крепления агрегатов и сборочных единиц. Крышка (2) крепится к переднему торцу блока-картера, а к задней привалочной плоскости крепится стальной щит (8) и картер (7) маховика, изготовленный как единое целое с картером распределительных зубчатых колёс. В верхней части блок-картера (в развале между цилиндрами) располагается полость ресивера с каналами для подвода воздуха в цилиндры. Алюминиевая крышка (6) с патрубком закрывает полость ресивера. Своим патрубком крышка соединена с компрессорной частью турбокомпрессора.
Коренные крышки сталебронзовые. Вкладыши коренных подшипников изготавливаются (по диаметру) согласно производственным (номинальным) размерам коренных шеек коленчатого вала. Поставка вкладышей в запчасти осуществляется комплектно. Обозначение комплекта коренных вкладышей на один двигатель (наносится на упаковку) — А-23.01-98-72 СБЛ (Н1, Н2). Верхний вкладыш имеет канавку и отверстие, а нижний гладкий.
Гильзы цилиндров (9) – съёмные, «мокрого» типа, чугунные с равновершинным хонингованием, а также механохимической обработкой рабочей поверхности.
Для установки гильзы в блок-картер используются два центрующих пояса (верхний и нижний). В верхнем поясе гильза закрепляется посредством бурта, а в нижнем – уплотняется парой резиновых колец, которые размещаются в канавках гильзы.
Сортировка гильз по внутреннему диаметру осуществляется на две группы – Б (большая) и М (малая). Для нанесения маркировки группы (на торце бурта гильзы) используется ударное клеймо. Маркировка и размеры гильз указаны в [табл. 1]. На двигатель СМД-66 устанавливаются гильзы одной размерной группы.
Таблица 1. Маркировка и размеры гильзы двигателя СМД-66 трактора ДТ-175С «Волгарь».
Маркировка размерной группы гильзы и поршня (обозначение) | Внутренний диаметр гильзы цилиндра (мм) | Диаметр юбки поршня (мм) | ||
от | до | от | до | |
Б | 130,020 | 130,040 | 129,84 | 129,82 |
М | 130,000 | 130,020 | 129,82 | 129,80 |
Полость между гильзами и стенками блока цилиндров образует рубашку охлаждения, которая заполняется охлаждающей жидкостью.
Головка цилиндров (4) представляет собой чугунную отливку, которая выполнена с клапанной коробкой как единое целое. Прокладка (3), изготовленная из асбостального полотна, устанавливается между головкой и блоком цилиндров с целью уплотнения плоскости разъёма. Головки цилиндров являются взаимозаменяемыми.
На головке цилиндров установлен клапанный механизм, который сверху закрывается колпаком. Для уплотнения стыка между колпаком и головкой применена резиновая прокладка. На правом колпаке смонтирован сапун, а на левом — маслоналивной патрубок. На нижней плоскости головки (против каждого цилиндра) выполнено по паре цилиндрических расточек, которые предназначены для установки выпускного и впускного клапанов. В расточках запрессованы седла из специального (жаропрочного) сплава. В сёдлах впускных клапанов имеется ширма.
Выпускные окна (5), выходящие на боковую поверхность головки цилиндров, предназначены для крепления выпускных коллекторов. Асбостальные прокладки применены для уплотнения стыка между выпускными окнами и фланцами выпускного коллектора. Окна впускных каналов выходят на нижнюю плоскость головки и совпадают с соответствующими окнами на верхней плите блок-картера, которые соединены с ресивером.
Головка цилиндров снабжена тремя цилиндрическими расточками для установки форсунок. Выполненные в головке цилиндров внутренние полости предназначаются для прохода охлаждающей жидкости.